Иностранные инвестиции - вопрос выживаемости белорусской экономики

"Белорусы и рынок"

Состояние отечественной экономики делает невозможным развитие ее ведущих отраслей без прямых иностранных инвестиций.

Ситуация в автомобилестроении обычно является своего рода агрегированным показателем ситуации во всей экономики. В особенности это относится к сектору грузовых автомобилей.

В частности, показатели продаж строительных самосвалов в определяющей степени зависят от положения дел в жилищном и капитальном строительстве (а следовательно, и от состояния всего инвестиционного процесса). Изменения в сбыте магистральных автомобилей и прицепного состава, пусть и косвенно, но достоверно отражают тенденции движения товарных (а в конечном счете и финансовых) потоков.

Когда нечего возить.

Поэтому вполне закономерно, что в числе компаний, наиболее пострадавших от глобального экономического кризиса, оказались ведущие производители коммерческих автомобилей различного назначения.

Не миновала чаша сия и белорусские предприятия. И даже сегодня, когда отрасль демонстрирует некоторый прогресс (выпуск грузовых авто за январь - ноябрь 2010 г. относительно аналогичного периода предыдущего года составил 107,8%), последствия катастрофического спада еще далеко не преодолены: относительно января - ноября 2008 г. объем производства грузовиков составил всего 46,78%.

Все вышеизложенное в полной мере относится и к Минскому автозаводу, выпускающему, по меньшей мере, 9 из каждых 10 белорусских грузовиков. Согласно оценкам, в основе которых лежат данные самого предприятия, по итогам 2009 г. продажи грузовиков марки МАЗ по сравнению с 2008 г. сократились в 2,5 раза. (Если ранее, начиная с 2005 г., их ежегодный сбыт стабильно превышал 21 тыс. шт., то в 2009 г. этот показатель составил порядка 8,5-9 тыс. ед.)

При этом суммарная величина экспорта МАЗов упала почти в 6,4 раза. Поставки в Россию (доля которых на протяжении многих лет стабильно составляла 55-70% от общего объема вывоза) сократились без малого в 8,5 раза, в страны дальнего зарубежья - в 1,7 раза.

Правда, в данный момент наблюдается улучшение рыночной ситуации. По примерным расчетам, за 10 месяцев текущего года общие продажи мазовских грузовиков в натуральном выражении увеличились в 1,3-1,5 раза относительно прошлогоднего уровня. Зарубежные поставки - без малого в 3 раза, в том числе в Россию - почти в 3,3 раза, в дальнее зарубежье - примерно на 16%. (И тем не менее это все еще гораздо меньше показателей докризисного 2008 г.: в 2,2, 2,6 и 1,4 раза соответственно.)

Лед тронулся?

Наличие положительных тенденций в работе Минского автозавода подтвердили 10 декабря на пресс-конференции и высшие менеджеры предприятия. По словам заместителя генерального директора ОАО "МАЗ" Алексея Тутубалина, в 2010 г. продажи готовых автомобилей превысят их производство на 2,5-3 тыс. шт. (Их величина, по нашим оценкам, может составить 13-14 тыс. шт. - более 150% к уровню 2009 г. и более 60% к 2008 г.)

Увеличение реализации ожидается по всем видам продукции, кроме прицепов и автокранов. Так, продажи автобусов в текущем году составят 180% к уровню 2009 г., спецтехники - 250%, машинокомплектов - 350%, грузовых автомобилей - 150%. Ожидаемый темп роста реализации в 2010 г. к уровню предыдущего года составит 146%.

Это позволит значительно сократить остатки готовой продукции. По состоянию на 1 декабря 2010 г. величина запасов на складах составляла 2,17 тыс. ед. автомобильной техники на сумму 266,7 млрд. BYR против 4,5 тыс. (517 млрд. BYR) на 1 января 2010 г. Коэффициент запасов снизился за этот период с 3 до 1,2 месячного объема производства.

Особенно радует руководство завода, насколько можно понять из высказываний генерального директора МАЗа Александра Боровского, опережающее наращивание экспортных поставок. За 11 месяцев текущего года объем экспорта увеличился в 2,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 483 млн. USD. За 12 месяцев значение данного показателя планируется довести до 530 млн. USD.

Все это позволяет надеяться на хорошие финансовые результаты по итогам года. Ведь уже в январе - ноябре 2010 г. выручка от реализации продукции составила 2,6 трлн. BYR (около 870 млн. USD), или 153% к аналогичному прошлогоднему периоду. Согласно годовому прогнозу данный показатель должен возрасти до 2,8-2,9 трлн. BYR (930-970 млн. USD). За 11 месяцев 2010 г. было получено 218,6 млрд. BYR (почти 73 млн. USD) балансовой прибыли (за аналогичный период прошлого года - 92 млрд. BYR) и 145 млрд. BYR (более 49 млн. USD) чистой прибыли против 49,7 млрд. в 2009 г.

Ждем-с...

Как полагает Александр Боровский, успехи, достигнутые предприятием в 2010 г., позволяют с уверенностью смотреть в будущее. Своеобразным выражением этого оптимизма можно считать программу развития Минского автозавода на 2011-2015 гг. В соответствии с ней производство продукции на предприятии за данный период должно увеличиться по сравнению с предыдущим пятилетием в 2 раза. Экспорт при этом планируется нарастить в 6-7 раз, причем сделав акцент на поставках не в Россию (продажи на ее рынке будут поддерживаться на текущем уровне), а в страны дальнего зарубежья (преимущественно развивающиеся). В связи с этим предполагается резко поднять качественный уровень выпускаемой продукции и коренным образом улучшить послепродажный сервис. Для достижения намеченных рубежей ОАО "МАЗ" намерено инвестировать 600 млн. USD.

В числе проектов, в которые планируется вкладывать средства, гендиректор автозавода назвал создание нового участка по производству кабин, перенос производства платформ с головного предприятия на "Могилевтрансмаш", создание новых технологий изготовления рессор, реконструкцию литейного производства, мероприятия по энергосбережению и т. д.

Отметим, что лишь 100 млн. USD из запланированных капвложений должны составить собственные средства предприятия, большую часть остальной суммы руководство завода надеется получить от стратегического инвестора. По словам гендиректора МАЗа, акциями автозавода, 100% которых принадлежит государству, сегодня интересуется ряд крупных зарубежных автомобильных компаний, в том числе КамАЗ, Группа "ГАЗ" и Iveco.

Информацию об интересе Камского автозавода к активам минского немедленно подтвердил и гендиректор автомобильного холдинга "Ростехнологии-Авто" и КамАЗа Сергей Когогин. По его словам, за счет использования разработок и мощностей МАЗа КамАЗ собирается увеличить объем производства основных агрегатов, в частности двигателей, коробок передач и мостов. При этом С. Когогин напомнил, что переговоры с МАЗом велись еще до кризисного 2008 г., но тогда соглашения достичь не удалось. Вновь к обсуждению этого вопроса вернулись совсем недавно. Пока состоялись первые контакты руководства КамАЗа и компании "Ростехнологии-Авто" с руководством МАЗа и властями Беларуси. В дальнейшем посредником на переговорах по приобретению мажоритарного пакета акций Минского автозавода будет выступать госкорпорация "Ростехнологии".

Какие могут быть счеты между братьями?!

Этот устойчивый интерес российского конкурента вкупе с недавним заявлением посла РБ в РФ Александра Сурикова делают еще более убедительной версию, что за этими планами, как и ранее, стоит руководство России, которое неоднократно рекомендовало властям Беларуси КамАЗ на роль стратегического инвестора для МАЗа. В частности, именно такая позиция была изложена Москвой в ходе двусторонних встреч на высшем уровне в августе 2008 г.

Между тем, как следует из высказываний С. Когогина, средств на приобретение пакета акций ОАО "Минский автозавод" (либо контрольного, либо всех 100%) у Камского автозавода в настоящий момент не имеется. Следовательно, сделку предполагается провести в безденежной форме. Такое предложение белорусскому правительству уже делалось на предыдущем этапе переговоров. Его суть состоит в том, что контрольный пакет акций Минского автозавода (50% плюс 1 акция) обменивается на пакет акций Камского автозавода (размер которого подлежал оценке независимым оценщиком) или оба пакета вносятся в СП. По прикидкам российских экспертов, на тот момент контрольный пакет МАЗа тянул на 1,2-1,5 млрд. USD, что соответствовало стоимости примерно 20-25% акций КамАЗа.

Еще одним настойчивым претендентом на наше "фамильное серебро" является Группа "ГАЗ", контролируемая известным российским олигархом Олегом Дерипаской. Последний давно вынашивает планы создания на базе минского и одного из своих автозаводов машиностроительного холдинга с объединенным производственным потенциалом.

Первое предложение такого рода поступило руководству РБ от него еще в 2001 г., но благоприятная конъюнктура на рынке грузовой автотехники России и СНГ не способствовала сговорчивости белорусских властей. Как следствие, процесс переговоров (то оживляясь, то затухая) затянулся на годы. Последняя по времени попытка (если верить сообщениям СМИ) была предпринята Дерипаской в июле 2010 г. во время его встречи с А. Лукашенко. Но она, судя по всему, закончилась ничем. Возможно, потому что и он не предлагал за активы МАЗа живых денег, а лишь намеревался взять его акции в доверительное управление с возможностью последующего выкупа.

Но именно реальные средства нужны сегодня Минскому автозаводу для модернизации, и поэтому на предприятии не намерены отдавать его акции по безденежным схемам. В связи с этим его руководство рассматривает разные варианты приватизации. В частности, как сообщил на пресс-конференции Александр Боровский, руководство завода ведет переговоры с Венесуэлой о возможности продажи ей части своих акций. Речь идет о 25%. Имеются планы по реализации на финансовом рынке еще 8-10% акций. В настоящее время решается вопрос о привлечении независимой оценочной компании для оценки МАЗа.

Однако не факт, что руководству Минского автозавода удастся отстоять свою линию. Собственник в лице правительства Беларуси может решить иначе в свете высших государственных интересов. Кто знает, о чем говорили по телефону 24 декабря Сергей Сидорский и Владимир Путин. Во всяком случае известно, что вопрос кооперации и интеграции в области автомобилестроения они также обсуждали.

поделиться

Новости по теме

    Риск опоздать навсегда

    Игнорирование властью принципов рыночной экономики грозит обернуться потерей внешних рынков. Не совсем благополучное (мягко говоря) состояние, в котором пребывает ныне белорусская экономика, заставляет высокопоставленных чиновников все чащеподробности

Новости партнёров