Директива призрачной надежды

Сергей Балыкин, econews.by

Директива № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь", которую президент Александр Лукашенко подписал 31 декабря 2010 года, оказалась декларацией рыночных принципов без конкретных механизмов их реализации.

Нужно отдать должное белорусскому лидеру – обещание принять либерализационную директиву до Нового года он выполнил. Эпохальный документ появился на лентах информационных агентств за несколько часов до перезвона курантов.

Что же заставило главу государства подписывать эпохальный документ практически за праздничным столом? Можно предположить, что вокруг директивы развернулась некая подковерная война и президент тянул до последнего. А может быть белорусский лидер просто замотался в поствыборной суете и вспомнил о своем обещании уже глядя на мерцающую гирлянду.

Но как бы там ни было, директива есть и это уже неплохо. Ее появление может означать, что государство придает большое значение либерализации экономики. Отметим, что президентские директивы в Беларуси – редкое явление. Предыдущими тремя директивами глава белорусского государства повышал трудовую дисциплину, боролся с бюрократизмом и призывал к бережливости.

Нынешняя директива гарантирует предпринимателям всевозможные блага. Это и неприкосновенность собственности, и презумпция правоты субъектов хозяйствования, и свобода ценообразования… Только вот напомним, что все это отнюдь не беспрецедентные льготы, а нормальная мировая практика, и все это было отнято ранее у белорусского бизнеса.

Документ также содержит много других правильных слов, которые приятны белорусским предпринимателям. Ничто в ней не может вызвать больших возражений. Впрочем, следует отметить, что подобного рода декларации необходимо было принимать лет 10-15 назад.

Однако все эти достоинства директивы в полной мере уравновешиваются одним существенным недостатком – ее статус совершенно непонятен. Можно ли сослаться на директиву в суде? Что делать если закон указ или декрет противоречат директиве? Ответов на эти и аналогичные вопросы нет.

А ведь при всех недостатках нашей системы суды и прочие правоохранительные органы при вынесении разного рода решений должны ссылаться на нормативно-правовые акты. Так что приведения законодательства в соответствии с положениями директивы говорить о реальной либерализации белорусской экономики, увы, не приходится.

Получается, что директива – это некая политическая декларация, перечень высочайших обещаний и поручений, результат выполнения которых пока не известен. Многое будет зависть от практической реализации этого программного документа.

Кроме того, в директиве почти нет конкретных сроков. Совету Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом поручено в трехмесячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации положений директивы с указанием исполнителей и сроков выполнения. И все…

То есть в первом квартале текущего года только будет принят некий план действий. А каким он будет, в какой срок его реализует и что получится в итоге неизвестно.

Так что само по себе подписание директивы № 4 вовсе не означает, что либерализация экономики перешла в активную фазу. Единственным реальным последствием ее появления в ближайшее время станет возрастание бюрократической активности. Будут проводится многочисленные совещания, утверждаться планы и заслушиваться отчеты. Предпринимательским объединениям предложат в очередной раз поделиться идеями и проблемами.

Но одно достоинство у директивы все-таки есть. Государство впервые признало наличие проблем в бизнесе и изложило их в виде некого единого перечня, пообещав их когда-нибудь решить. Другое дело, что подобные обещания, пусть и не в столь директивной форме, уже давались неоднократно. Так что предпринимателям в очередной раз разрешили надеяться. Не более того…

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров