Российский автопром теснит с белорусского рынка мировые бренды

"Белорусские новости"

Белорусская автомобильная ассоциация (БАА) подвела итоги работы рынка новых автомобилей в 2010 году. Одной из главных особенностей прошлого года стало неожиданное доминирование брендов российских автопроизводителей.

ВАЗ и ГАЗ оказались самыми продаваемыми марками в Беларуси в 2010 году, вытеснив с лидирующих позиций такие бренды как Volkswagen и Toyota.

С учетом ожидаемого импорта в Беларусь иномарок российской сборки, европейским импортным брендам в 2011 году придется потесниться еще больше.

Продажи российских автомобилей по итогам прошлого года в целом выросли на 81% и составили 3 813 единиц. Продажи импортных автомобилей, наоборот, упали на 45% и составили 9 086 единиц. Между тем в 2009 году ситуация была противоположной — рынок российских автомобилей упал сильнее рынка импортных автомобилей.

Общий рейтинг возглавили бренды российских автопроизводителей — ВАЗ и ГАЗ с уровнем продаж 1 531 (11,87%) и 1 420 (11,01%) автомобилей соответственно. Рейтинг по импортным автомобилям возглавил Volkswagen с рыночной долей 9,37% (1 208 автомобилей), что позволило этому бренду замкнуть тройку лидеров. Между тем год назад Volkswagen был первым на рынке новых автомобилей по объемам продаж с долей почти в 20%.

Четвертое место в общем рейтинге по итогам 2010 года перешло к Daewoo (7,69%). На пятом месте оказался еще одни представитель российского автопрома — УАЗ с рыночной долей 6,06%.

По мнению экспертов БАА, перераспределение покупательского интереса в сторону российских автомобильных брендов объясняется, в первую очередь, более доступной ценой и отсутствием таможенных платежей.

Это подтверждается, в частности, уровнем продаж в сегменте легковых автомобилей. Наибольшим спросом у покупателей пользовались компактные автомобили класса А00. Фактически это единственный класс автомобилей, который продемонстрировал рост продаж в 2010 году (+28,18%). Главным образом это связано со стремлением к покупке наиболее экономичного автомобиля в приемлемом ценовом сегменте с минимальным привлечением кредитных ресурсов, отмечают аналитики БАА.

Кроме того, на росте продаж российских автомобилей, по мнению экспертов, сказался негласный запрет на покупку новой импортной техники госпредприятиями и ориентация на покупку автомобилей белорусских и российских брендов.

Между тем в этом году на рынке ожидается расширение присутствия легковушек российского автопрома. Уже в феврале должны появиться первые седаны Volkswagen Polo российской сборки (Volkswagen Group Rus). Всего в течение года на рынке планируется продать около 300 автомобилей этой марки. Как пояснили в компании Volkswagen в Беларуси, объем продаж мог бы составить и 600-700 автомобилей. Однако российский автопроизводитель из-за дефицита этих автомобилей в России установил квоту для Беларуси.

Пока дилеры не продают иномарки российской сборки на белорусском рынке. Как поясняет председатель правления БАА Сергей Михневич, из-за действующих правил ввоза иномарок автомобилям российской сборки сложно конкурировать с новыми и подержанными автомобилями из Европы, ввозимыми в страну по низким пошлинам физлицами. К тому же, стоимость машины, произведенной в России, сопоставима, а иногда и выше стоимости иномарки, произведенной в Европе, из-за накладных расходов по доставке комплектующих.

Впрочем, как отмечает Михневич, правительству давно стоило озаботиться привлечением инвесторов для организации производств комплектующих на территории Беларуси.

"Сборочным производствам иномарок в России повысили планку по объему выпуска новых автомобилей. Так что в ближайшие несколько лет на территории Таможенного союза потребность в комплектующих вырастет в разы, что может привести к их дефициту. Необходимо быстрее найти инвесторов для создания предприятий по производству комплектующих. Ведь это обеспечит нам стабильный экспорт. Кроме того, далее можно будет подумать и о создании у нас сборочных производств легковых автомобилей".

По оценкам БАА, в 2011 году продажи тех брендов, у которых есть сборочные производства в России, будут относительно устойчивыми. Такие факторы преимущества, как конкурентоспособные цены и отсутствие «растаможки» на новые автомобили импортных брендов из России, укрепит позиции дилеров.

По итогам 2010 года из-за разницы в пошлинах для физических и юридических лиц их позиции сильно пошатнулись. Объем продаж новых автомобилей (с учетом российских и импортных брендов) составил 12 899 единиц. В процентном выражении продажи легковых и коммерческих автомобилей в 2010 году упали на 31%.

Также в 2011 году на устойчивый рост продаж могут рассчитывать дилеры, в портфеле которых большой объем юридических лиц. Продажи коммерческих автомобилей в 2010 году увеличились на 16% и составили 3 722 единицы. Примечательно, что рост в этом сегменте отмечен впервые с 2008 года.

Главным образом сегмент прирос за счет российских автомобилей. Так, по итогам 2010 года первую строчку занял ГАЗ с рыночной долей 37,88%. На втором месте расположился Volkswagen с рыночной долей 18,4%, третьим стал УАЗ — 14,54%.

В целом, что касается этого года, то дилеры, по словам Сергея Михневича, "ждут с моря погоды". То есть выравнивания таможенных пошлин для юридических и физических лиц. Если это произойдет, рынок ожидает рост минимум на 20%. Если нет, то рост также прогнозируется, но менее значительный — 5-6%.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров