Учите иностранный: запахло капитализмом

Ирина Крылович, "Белорусы и рынок"

Новые вице-премьеры правительства активно выступают за реформы в сфере управления и переход на рыночные формы хозяйствования.

На расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту 16 февраля вице-премьеры правительства представили программу действий до 2015 года. При этом интерес представляла не столько сама программа, сколько новые вице-премьеры и то, как они оценивают пятилетние планы.

Экономика в примерах и задачах.

Впрочем, первым выступал не новый, а старый вице-премьер - первый заместитель премьер-министра Владимир Семашко, который обозначил две главные задачи, поставленные перед реальным сектором. Это ускоренное инновационное развитие и выход на нулевое сальдо внешней торговли уже в 2014 году. Для этого, как пояснил первый вице-премьер, готовятся две специальные программы, которые в скором времени будут приняты.

В частности, инновационная программа содержит 325 проектов, общая сумма расходов на реализацию которых составит 94,6 трлн. BYR, что почти в 4 раза больше, чем было потрачено на инновации в прошлом пятилетии.

В энергетике наиболее масштабным будет проект по строительству АЭС. По словам В. Семашко, старт проекта затянулся, но по-прежнему остается задача по пуску первого блока в 2016 году.

Также планируются к разработке месторождения бурых углей и горючих сланцев. Как уточнил В. Семашко, отвечая на вопросы депутатов, он не уверен, что эта задача будет решена "в пределах одной пятилетки", но задача поставлена и уже "завтра в 8 утра я собираю совещание".

Большие виды у правительства и на развитие малой энергетики - 161 объект.

Отвечая на вопросы депутатов, В. Семашко привел пример эффективности мини-ТЭЦ, рассказав о том, как Александр Лукашенко побывал в Пружанах, где осуществлялся такой проект. По словам В. Семашко, президент был "не очень доволен", так как ему предоставили не ту информацию, но руководитель Пружанского райисполкома сказал ему: "Я на эту мини-ТЭЦ молюсь" и пояснил, что смог на 30% снизить тарифы на горячую воду и отопление, при этом еще сэкономил 1,2 млрд. BYR и к тому же теперь у него не болит голова о том, где взять мазут или газ. А ведь есть прогнозы, что цена на баррель нефти может достигнуть к 2015 году 300-350 USD - рассуждал В. Семашко.

При такой эффективности было непонятно, почему программа мини-ТЭЦ "пока буксует". Впрочем, это все из-за "разгильдяйства". Например, пинскому заводу "Камертон" еще 2,5 года назад поставили модульную мини-ТЭЦ, но ее никак не могут запустить. И вместо того чтобы снизить себестоимость потребляемой энергии до 4,5-5 цента, "он, негодяй, платит сегодня 15 центов". "Как можно держать такого директора?" - возмущался В. Семашко и сам ответил, что "дал ему месяц".

Еще один пример энергоэффективности был связан с темой госдотаций реальному сектору экономики. По словам В. Семашко, сегодня на Березовской станции мы сжигаем 370 граммов условного топлива для производства киловатт-часа, а на ТЭЦ-3 - 220 граммов. "Но в тарифе-то остается 370, - пояснил В. Семашко, - то есть можно в полтора раза меньше топлива сжигать". И эта разница и "есть источник, чтобы поддержать предприятие для инноваций, и это тоже государственная поддержка".

Вопросы господдержки предприятий не случайно взволновали депутатов. Некоторые из них, увидев в программе слово "приватизация", задумались о том, не окажутся ли на улицах работники некоторых предприятий.

В. Семашко, признал, что на некоторых предприятиях у нас имеется избыточная численность, и привел очередной показательный пример - МАЗ, на котором "с приходом Боровского сделана большая работа". По словам первого вице-премьера, два года назад МАЗ вплотную приблизился к банкротству - "минус 6,7% рентабельности, "оборотка" почти съедена была, дали бюджетную ссуду на 375 млрд. BYR". Теперь рентабельность - больше 10%, темпы роста по январю - 67%. "Одно из действий, которые сделал директор, спокойно, без шума 4,5 тысячи людей убрал, и никто не обиделся", - сказал В. Семашко, отметив, что "город, слава богу, их проглотил".

Автомобильная тема была продолжена вопросом, будет ли в Беларуси организовано производство легковых автомобилей. В. Семашко отметил, что крайне недоволен совместным с Ираном проектом по сборке "Самандов", которых выпустили всего около тысячи за 5 лет и "распихали под моим нажимом" в госструктуры. Первый вице-премьер назвал и причину: цена высокая, модель устаревшая, словно об этом не было известно еще 5 лет назад.

Сейчас ведутся переговоры с китайскими компаниями Chery и Faw, с тем чтобы начать сборку на той же площадке в Обчаке, так как Обчак попал в документы Таможенного союза и собранные там автомобили можно беспошлинно поставлять в страны ТС.

Депутаты усомнились в качестве такой продукции. И тут В. Семашко рассказал еще две истории о китайском качестве и китайских кредитных линиях. Одна история касалась директора станкостроительного завода, которого В. Семашко послал в Китай за станками, и тот приехал "вот с такими глазами" - мол, я такого и в Европе не видел.

Вторым был руководитель концерна "Беллесбумпром", который, по словам В. Семашко, "три года мусолил" тему строительства завода по производству беленой целлюлозы. "И тогда я послал его в Китай", - рассказывал первый вице-премьер. В итоге сейчас мы приступаем в Светлогорске к строительству завода по производству сульфатной беленой целлюлозы за китайские кредитные деньги стоимостью 676 млн. USD и мощностью уже 400 тыс. кв. м в год.

Еще одним характерным примером того, как у нас реализуются те или иные проекты, стало упоминание В. Семашко о возможном создании в Беларуси парка по оптолазерным технологиям и микроэлектронике. Отметим, что этот парк (парк передовых технологий) планировалось создать еще в 2010 году. "У нас не получилось с первого раза, но, думаю, мы сможем убедить Администрацию президента, что нам нужно его создавать", - отметил В. Семашко, после чего захотелось заслушать и планы администрации на будущую пятилетку.

На селе обещают зарплату 750 USD.

Доклад нового вице-премьера Валерия Иванова, который теперь отвечает за АПК, продовольствие и охрану природы, изобиловал конкретными цифрами.

Так, к концу будущей пятилетки ставится задача повысить эффективность сельских территорий и увеличить рентабельность продаж до 10-11%, объем выручки - в 2 раза, прибыли - в 9 раз, производительность труда поднять в 2 раза. Заработная плата в сельхозпредприятиях должна вырасти до 750 USD, то есть в 2,7 раза по сравнению с концом 2010 года.

Экспорт сельхозпродукции должен составить 7,2 млрд. USD, положительное сальдо - 4 млрд. USD. По итогам 2010 года положительное сальдо составило почти 1,3 млрд. USD. При этом, как сообщил В. Иванов, несмотря на благоприятную ценовую конъюнктуру на мировом рынке продовольствия, количество стран, куда экспортировала Беларусь, сократилось в 2010 году до 49 с 63 в 2009 году, 90% экспорта по-прежнему приходится на Россию.

Вице-премьер констатировал, что финансовое положение сельского хозяйства остается сложным. Низкая рентабельность не позволяет обеспечить расширенное воспроизводство без государственной поддержки.

"К сожалению, растут долги", - подчеркнул В. Иванов. По его словам, на конец 2010 года финансовые обязательства сельхозпредприятий составили 26 трлн. BYR, что почти в два раза превышает выручку от реализации.

В дальнейшем в ответах вице-премьера на вопросы депутатов сумма долгов в целом по программе возрождения села выросла до 44 трлн. BYR.

Он отметил, что правительство сейчас разрабатывает несколько вариантов решения проблемы долгов, но не стал говорить о них конкретно до того момента, как будет выбран один из них. "В принципе, все программы, которые мы рассматриваем, финансово просматриваются", - подчеркнул он.

В. Иванов также сообщил, что в 2011 году на поддержку сельского хозяйства планируется направить 6,5 трлн. BYR. Существует мнение и о том, что господдержку села нужно прекратить, а цены на сельхозпродукцию поднять. При этом он подчеркнул, что любые меры по поднятию цен выше, чем у стран-соседок, приведут к увеличению импорта из этих государств. Поэтому, считает вице-премьер, переход к рыночному ценообразованию нужно осуществлять поступательно, не допуская социальной напряженности. На первых порах необходимо перейти от фиксированных закупочных цен к минимальным гарантированным закупочным ценам.

Вице-премьер вскрыл и некоторые управленческие проблемы отрасли. По его словам, отрасль зарегламентирована, управление базируется на прямых указаниях. Необходимо организовать работу так, чтобы коммерческие предприятия исходили из собственных интересов, а управление государственными интересами осуществлялось только экономическими рычагами.

Реформы в управлении.

Тема реформирования госуправления более полно была отражена в выступлении вице-премьера Анатолия Калинина, который отвечает теперь в правительстве за строительство, ЖКХ, транспорт, связь и МЧС.

Он рассказал сразу о нескольких структурных изменениях, которые претерпит отрасль строительства и ЖКХ, с тем чтобы объединить управление всем жизненным циклом здания, обеспечить экспорт стройматериалов и услуг, а также защитить пользователей жилищно-коммунальных услуг, которые сегодня не идут в суды, но этот вопрос может встать очень остро при повышении в дальнейшем тарифов на коммунальные услуги.

Впрочем, многие нововведения будут пробоваться поначалу в качестве эксперимента (арендные дома, участие частников в осуществлении коммунальных услуг и т. д.), так что еще неизвестно, будет ли он в конце концов удачным. (Подробнее см. стр. 13, 16.)

Слова "реформа" и "инновационный подход" звучали в выступлении постоянно, при этом вице-премьер отмечал, что главное в реформировании отрасли - снять с госчиновников задачи хозяйственного управления и оставить за ними стратегическое планирование, регулирование тарифов и контроль за исполнением.

Льготы развращают.

Апофеозом рыночных идей стало выступление Сергея Румаса - бывшего председателя правления Белагропромбанка, а ныне вице-премьера, который отвечает за экономический блок (Минфин, Минэкономики, Госкомимущество и др.).

Отметив, что в соответствии с планом ежегодный прирост ВВП в предстоящей пятилетке должен составить 10-11%, а это на четверть выше темпов роста предыдущего десятилетия, С. Румас наметил и столбовой путь для достижения этих показателей.

Это создание институциональной среды для развития бизнеса, которая станет благоприятной для всех форм собственности. По его словам, будет значительно упрощен бухучет, снижены издержки по начислению налогов, сама налоговая нагрузка будет снижена до 26% к ВВП. Все это позволит в рейтинге ВБ "Ведение бизнеса" подняться по налогообложению со 183-го места до 70-го и в конце концов войти в тридцатку стран с наилучшими условиями ведения бизнеса.

Для этого должен быть осуществлен переход от административной системы к системе, основанной на рыночных механизмах косвенного влияния. По словам С. Румаса, будет создана оптимизированная структура госорганов, укомплектованная профессиональными кадрами.

Будет проведена оптимизация структуры госсобственности, в том числе путем продажи неэффективной госсобственности. Он также сообщил, что будет осуществлен переход к рыночному ценообразованию при кардинальной перестройке антимонопольной политики.

К этому еще остается добавить необходимость выхода "из зачаточного состояния" фондового рынка, рынка страховых, лизинговых услуг и прочих финансовых инструментов, а также ускорение вступления в ВТО.

После такого выступления вице-премьера депутаты были озадачены перспективой модернизации реальной экономики. А будут ли снижаться ставки по кредитам для предприятий? - спросили у вице-премьера. И он ответил, что с учетом темпов инфляции в 2010 году 9,9% и средней ставки по кредитам, которая сложилась в прошлом году на уровне 13,5%, эффективная ставка по кредитам составила всего лишь 3,5%, что вполне соответствует европейскому уровню.

С. Румас также отметил, что является стойким приверженцем тезиса о том, что льготные кредиты развращают. По его словам, он может привести сотни примеров того, как частник, который брал кредит по коммерческой ставке, строил эффективное производство, а государственные предприятия, которые получали льготные кредиты, "осваивали средства" и ничего эффективного в принципе создать не могли.

Самые эффективные предприятия находятся в частном секторе, констатировал вице-премьер и вслед за первым вице-премьером (отметим, что выступали они в разное время и друг друга не слышали) привел в пример МАЗ.

По словам С. Румаса, он раньше думал, что МАЗ - одно из лучших предприятий Беларуси. Но месяц назад был на совещании и, к сожалению, увидел, что "МАЗ - это огромное аморфное предприятие, которое сидит на шее у бюджета". По его мнению, "свое развитие они видят только за счет бюджетных средств", а привлечение иностранных кредитов для развития даже не рассматривают. "Правительство для развития МАЗа, чтобы МАЗ мог обеспечить доведенные показатели по объемам роста на 15%, должно 1,5 трлн. BYR ему выдать", - сообщил С. Румас.

Вице-премьер вообще считает, что главный тормоз на пути привлечения иностранных инвестиций в страну - это местные чиновники и чиновники министерств.

"Потому что в предприятия отраслей были вложены колоссальные денежные средства, но, к сожалению, отдачи государство не получило. И многие руководители министерств сегодня не заинтересованы в приходе эффективного собственника, так как будет видна несостоятельность чиновников как бизнесменов", - пояснил С. Румас.

Он отметил, что у него нет готовых рецептов того, как решить эту проблему, но, по его словам, правительство вырабатывает целый комплекс мер по приватизации на 2011 год, которая будет гораздо большей, чем за предыдущие годы. И нам будет чем отчитаться, подытожил С. Румас.

Некоторые депутаты по-прежнему не соглашались с вице-премьером в том, что частное - всегда лучше государственного, и один из них отметил: то, что предлагает С. Румас, в том числе приватизация, "попахивает диким капитализмом".

На это вице-премьер уточнил: никто не говорил о том, что правительство собирается все распродать, на первом этапе вообще речь идет о продаже только убыточных и неэффективных предприятий.

"Правительство видит свою задачу в создании равных условий, а не так, как раньше: создавать условия для одних и гробить других", - попытался в самом конце еще раз донести до сомневающихся депутатов свою мысль вице-премьер.

Планшеты и наша деревня.

После выступления С. Румаса доклад и ответы на вопросы вице-премьера "социального блока" Анатолия Тозика, который ранее был послом в Китае, выглядели по-восточному мудрыми.

Для начала он отметил, что в социальной сфере у нас так много всего достигнуто, что кардинально менять ничего не придется. Но несколько "эмоционально ярких" планов правительство все же приберегло и для социальной сферы.

Так, в образовании главная задача - обучить всех иностранному языку. После школы человек должен уметь говорить, а после вуза - свободно общаться на иностранном. И еще - "быть на "ты" с компьютером", причем это уже тоже после школы.

Устанавливать "близкие отношения" с компьютером А. Тозик предлагает уже в начальных классах. Вице-премьер пришел в зал с планшетом и, отметив, что две страны уже ввели планшеты в обучение - Сингапур и Корея, предложил сделать то же самое в Беларуси. По его словам, если организовать их производство у нас, то стоить они будут до 200 USD. Он отметил, что можно оказать некоторым семьям поддержку в приобретении, но и учебники предложил оставить - на выбор.

В здравоохранении он поставил очень сложную задачу: "Давайте все-таки попробуем как-то переломить отношение к людям" в учреждениях здравоохранения. Мол, раньше уповали на зарплату, но сегодня зарплата врачей 2,5 миллиона BYR, что ж врачу сложно улыбнуться больному и поздороваться?

В сфере развития туризма А. Тозик наконец-то порадовал маркетологов, которые бьются над созданием национального туристического бренда. Он подчеркнул, что у нас нет замков, как во Франции или Германии, но зато "есть то, чего больше ни у кого нет, - наша деревня". Вот она и должна, по мнению вице-премьера, стать нашим брендом, и нужно сделать так, чтобы туда ездили отдыхать и иностранцы, и сами белорусы.

Депутаты завалили А. Тозика вопросами, касающимися как грудных детей, так и пенсионеров и инвалидов. Он все проблемы признавал, отвечал, что "мы подумаем и обязательно что-нибудь придумаем", и в программу что-нибудь добавят по тому или иному поводу.

Из выступлений стало известно, что на столе у президента лежит уже целый ворох проектов указов и по реформе правительства, и список предприятий на приватизацию, и проч., так что в ближайшее время будет понятно, кто в новом правительстве выходит на первый план: группа реформаторов или сторонники "ручного управления".

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров