Что будет с автомобильным рынком в Беларуси после повышения пошлин?

"Бизнес Лидер"

Еще на этапе создания Таможенного Союза (ТС) трех постсоветских государств было много дискуссий, в которых эксперты высказывали различные точки зрения по вопросу о выгодности и целесообразности участия в нем Республики Беларусь. Существует несколько мнений на этот счет.

1. Некоторые специалисты полагают, что участие в Таможенном союзе может принести Беларуси ранее недоступные возможности для реструктуризации собственной экономики и ее вывода на качественно новый уровень развития.

2. Другие же считают, что Таможенный союз создается, в первую очередь, в интересах Российской Федерации. Как наиболее мощный член ТС, Россия может диктовать своим партнерам условия его функционирования. Отличный пример тому – попытки российских властей изъять из сферы таможенных органов углеводородное сырье. А ведь именно беспошлинные поставки нефти и газа были для Беларуси самым весомым аргументом за вступление в эту структуру.

Одним из важных аспектов ТС является уравнивание автомобильных пошлин. Сразу по нескольким причинам введение единой пошлины на ввоз в страны Таможенного союза автомобилей из третьих стран стал камнем преткновения на переговорах об условиях вступления в эту организацию:

Во-первых, высокие ввозные пошлины для физических и юридических лиц в России введены в русле политики протекционизма. В России существуют собственные автомобильные производства, и их поддержка – это соблюдение национальных интересов государства.

Во-вторых, в Беларуси фактически отсутствует собственное производство автомобилей (ситуация с "Самандом" очень сложная и не исключен вариант ухода иранской компании с белорусского рынка). Поэтому, ввоз иномарок на территорию страны – это практически единственная возможность обеспечить потребности внутреннего рынка Беларуси.

Совсем недавно стало известно о том, что Беларусь, которая сумела на год отсрочить введение единой таможенной пошлины на ввоз физическими лицами легковых автомобилей из третьих стран, с 1 июля текущего года вынуждена будет ввести высокие заградительные пошлины. Естественно, эта новость взбудоражила белорусскую общественность.

Действительно ли это приведет к подорожанию автомобилей, или, как это часто бывает, "у страха глаза велики"?

Сергей Михневич, который является главой Белорусской автомобильной ассоциации, полагает, что поводов для паники у белорусов не должно быть, а введение новых тарифных ставок может не только не помешать развитию автомобильного бизнеса, но и дать ему импульс для дальнейшего развития.

Какие же доводы он приводит в поддержку своей точки зрения?

1. Уже в 2012 году Российская Федерация собирается стать членов Всемирной торговой организации. А это в любом случае приведет к тому, что столь высокие ввозные пошлины будут уменьшаться – сначала на 5 процентов (с 30 до 25%), а позже планируется и вовсе уменьшить их в два раза.

2. Речь идет лишь о подержанных автомобилях, в то время как никаких предпосылок к тому, что подорожают автомобили из салона, нет, уверяет господин Михневич.

3. В последнее время в Беларуси цены на автомобили постоянно увеличиваются и практически достигли уровня цен Российской Федерации, поэтому, никаких неожиданностей для белорусов в этом отношении быть не должно.

4. Выравнивание пошлин для физических и юридических лиц – это прекрасный шанс для автомобильных представительств. Теперь у них появиться много возможностей совершенствовать свою политику на рынке, уверен Михневич. А это, в свою очередь, может привести к плавному удешевлению новых автомобилей, появлению программ, позволяющих обменять старое авто на нового "железного коня" прямо из салона.

5. Что касается возможности ввоза огромного количества автомобилей, произведенных в России, то Михневич довольно скептически относится к такой возможности. Дело в том, поясняет он, что и квоты на вывоз таких автомобилей в Беларусь и Казахстан не так уж велики, и объемы производства автомобилей в России не столь уж значительны. Безусловно, количество российских автомобилей в Беларуси вырастет, но и возможности ввоза транспортных средств из Европы по-прежнему будут актуальны в стране, уверен он.

6. Что касается возможности создания в Беларуси производств легкового транспорта, то Михневич уверен, что необходимо начинать сотрудничество с лидерами на мировом рынке автомобилестроения, а не с китайскими или иранскими компаниями. Только в таком случае возможна эффективная, долговременная работа по производству качественного транспорта в Беларуси.

Дмитрий Липницкий, управляющий компанией ООО "ФБ Трэйдинг", которая является представителем немецкого концерна FOERCH на автомобильном рынке Беларуси, так же говорит о том, что в последнее время цены на автомобильном рынке РБ постоянно растут. Благодаря ожиданиям значительного увеличения ввозных пошлин на авто, цены не буду останавливаться, а наоборот будут и дальше потихоньку подниматься к новому уровню. Именно поэтому с 1 июля не следует ожидать резкого скачка цен на авто, они уже выровняются к этому моменту. Так же Липницкий, соглашаясь с Михневичем, считает что автодилеры получат дополнительный приток клиентов, благодаря выравниванию пошлин для физических и юридических лиц и это подстегнёт развитие данного сегмента автомобильного рынка страны.

Есть ещё один положительный момент в данной ситуации (с поднятием пошлин на ввоз автомобилей для физических лиц – прим. ред.). Поток ввозимых в Беларусь подержанных авто сейчас увеличился: кто-то хочет успеть помять или купить себе автомобиль по более дешёвой цене, кто-то хочет заработать на повышении пошлин. Как правило ввозятся авто далеко не в идеальном состоянии и сразу же требуют какого-либо ремонта, благодаря чему многие автосервисы получили и будут получать приток клиентов. Это в свою очередь положительно сказывается на развитии рынка авторемонта.

Редакция "Бизнес лидера" и Землячество Республики Беларусь Академии Masterforex-V проводит опрос читателей, предлагая ответить на вопрос: Как скажется повышение таможенных пошлин на ввоз автомобилей для физических лиц на рынке РБ?

1. Это даст возможность развития рынка, так поставит в одинаковые условия юридические и физические лица

2. Отбросит рынок назад, так как для граждан Беларуси это значительно увеличит стоимость автомобиля и спрос на них резко упадёт

3. Сильно не повлияет на рынок и он останется в том же состоянии, что и раньше

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров