Эксперт: Скоро появятся посреднические структуры, которые помогут с вывозом продукции

"Ежедневник"

Приняв постановление №755 "О некоторых мерах по защите потребительского рынка", белорусское правительство забыло, что ранее создавало экспортоориентированную экономику.

Таким мнением с "Ежедневником", комментируя постановления Совмина Беларуси, запрещающие и ограничивающие вывоз за пределы страны ряд товаров, поделился независимый экономист Михаил Залесский:

- В определенной степени приятые правительстом меры остановят вывоз товаров. Но мы что, против экспорта? Вот здесь возникает противоречие. С одной стороны государство ориентировало экономику на экспорт. Сориентировало. Люди стали вывозить белорусскую продукцию. Их ограничивают. Понятно, что люди стали вывозить товары, потому что в Беларуси не только двойственность валютных курсов, но и двойственность, и тройственность цен. Однако это – результат административного регулирования экономики. Теперь ее пытаются регулировать еще активнее. Регулируют, регулируют и запутаются еще больше…

- Ограничения относительно вывоза товаров нацелены на физлиц. При этом в постановлении №755 сказано, что делается это "для реализации конституционного права граждан на достойный уровень жизни". Насколько достойнее мы будем жить после новых запретов?

- У нас все, что ни делается, все происходит "во имя народа", "для блага народа". Это еще коммунисты придумали. Но ведь и физлица и юрлица – они должны иметь одинаковые права на собственность, на распоряжение и использование собственности. Деньги, курсы и законы для всех должны быть одинаковы. А у нас множественность курсов, множественность законов и возникают неравные условия хозяйствования. Например, сейчас физлица не могут вывозить ряд товаров из страны, а юридические лица - могут. А значит, будут появляться посреднические структуры, которые станут помогать физлицам с вывозом продукции. Мы этого хотели?

- А ограничение на вывоз топлива из страны, оно оправдано?

- Здесь получается замкнутый круг. Например, мы установим цену на условное топливо в размере 10 центов за литр. И это будет гораздо дешевле, чем во всех соседних странах. Но реально не будет способов остановить топливные ручейки к соседям, потому что они будут слишком выгодны. Понадобятся очень большие силы и средства, чтобы перекрыть такой источник. При этом стоит учитывать, что в Беларуси проблема не в том, что топливо дорогое, а в том, что оно дорогое относительно зарплаты. Реальные зарплаты упали – топливо стало дорогим.

- Но для иностранцев, наоборот, дешевым…

- Значит надо делать цены на бензин такими же, как у иностранцев. Он будет дорогой, но, как нам уже пояснило начальство, не надо было автомобили покупать. А то накупили машин, кортежу негде проехать…

- На ваш взгляд, решит белорусское руководство прибегнуть к рыночному регулированию или все же запреты будут "крепчать"?

- Мы все это уже проходили. Такие дедушки, как я, видели действия разных руководителей: и Маленкова, и Хрущева, и Брежнева, и Андропова и кого только не видели. И все они двигались в одном направлении – организовали распределение по справедливости. В результате такой распределительной системы, как говорят ностальгирующие по СССР люди, они развалили страну. Но для чиновников распределение – это рай. И так как у нас чиновников много, все будет проистекать в советском направлении. Тем более, что кадры у нас проверенные, в обкомах работали и за них беспокоиться не стоит.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров