В Беларуси растет количество банкротов

infobank.by

На 1 июля 2011 года хозяйственные суды Беларуси ведут 1496 дел об экономической несостоятельности и банкротстве, в том числе 1433 дел относятся к предприятиям частной формы собственности. В судах Минска рассматривают 48,9% всех дел.

По экономической несостоятельности и банкротстве предприятий, имеющих значение для экономики и социальной сферы страны, ведут 63 дела.

Как сейчас обстоят дела в этой сфере, Инфобанк поинтересовался у индивидуального предпринимателя Виктора Винцкевича, председателя Белорусского общественного объединения специалистов по антикризисному управлению и банкротству.

По его словам, в связи с нынешней нестабильной экономической ситуацией процедурам банкротства уделяется огромное внимание со стороны государства, предпринимательства и предприятий.

Что такое банкротство

Процедура эта не такая страшная, как представляют многие юрлица и ИП. Другое дело, что они иногда не могут себе позволить воспользоваться услугами грамотных юристов, которые убедительно и доступно могут объяснить, что такое банкротство и как правильно войти в эту процедуру, чтобы решить проблемы.

Понятия экономической несостоятельности и банкротства не идентичны. Банкротство – неплатежеспособность, приобретающая устойчивый характер, признанный хозяйственным судом с прекращением деятельности должника. Экономическая несостоятельность – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер с санацией должника.

В последнем случае есть возможность выхода из сложившейся ситуации, если предприятие или ИП имеет возможность получить некие ресурсы и вложить их в развитие. Можно изменить структуру предприятия (сделать ее эффективнее), найти инвестора, минимизировать расходы. У банкрота такие варианты отсутствуют.

Чем полезно банкротство

При открытии производства по делу приостанавливается исполнение в общих и хозяйственных судах, не начисляют пени по процентам. Наступает «час икс», когда деятельность предприятия останавливается, приходит антикризисный управляющий, который анализирует общее состояние и платежеспособность должника, выявляет все подводные камни, что привели к несостоятельности или банкротству.

"Многие предприятия (отметим еще в этой связи наш менталитет) стараются не входить в эту процедуру, - отметил В.Винцкевич. – Они ждут, что изменится конъюнктура рынка, экономические условия, курсы валют и т.д. И эти новые условия, по их расчетам, вытянут предприятие из ямы".

Однако антикризисный управляющий убежден - если стали неплатежеспособными или появились такие тенденции, нужно обращаться к специалисту, идти на ликвидацию, а потом на банкротство. На сегодняшний день действующие процедуры способствуют тому, что кредиторские требования удовлетворяются пропорционально заявленным требованиям. Реестр требований кредиторов в порядке законной очередности удовлетворяется. В первую очередь банкрот должен погасить причинение экономического ущерба и вреда здоровью работников, потом - задолженность по зарплате и выходным пособиям, затем - погашают обязательные платежи перед бюджетом, и только в четвертую очередь требования, обеспеченные залогом, а далее – требования основных кредиторов по основным обязательствам.

Это выгодно и кредиторам. Подключаясь к процедуре банкротства, они имеют больше шансов получить свое, особенно если активов на предприятии недостаточно и приходится продавать имущество. Практика показывает, что те кредиторы, которые обратились в суды, получили предпочтительное удовлетворение.

Растет число дел о банкротстве

Сейчас много проблем из-за нынешней экономической ситуации. Растет число дел о банкротстве. В эту категорию попадают предприятия с невыполненными обязательствами по валютным кредитам. Когда они их оформляли, курс доллара был один, а сейчас – совершенно другой. Купить валюту практически невозможно ни юрлицам, ни ИП. "Иногда предприятия спрашивают: что нам делать? – сказал В.Винцкевич. – Чтобы погасить кредит, нам надо все продать, и то денег не хватит. А у нас еще есть другие кредиторы!"

Управляющие рекомендуют таким предприятиям идти на процедуру санации, чтобы не усугублять свое положение. Это обезопасит их и поможет в рамках закона выйти на какой-то новый уровень. Результатом банкротства станет завершение ликвидации должников - юрлиц и ИП. По итогам выносят определение, что в соответствии с законом о банкротстве кредиторские требования, обязательства фирмы погашены. Предприятие исключается из государственного регистра юрлиц и ИП, прекоащает деятельность и свободно от долгов.

В.Винцкевич обратил внимание, что затягивание своевременного обращения к специалистам по началу процедуры банкротства, доводит до субсидиарной ответственности. Она применяется к лицам, которые привели к разорению. Если предприятие не вошло в процедуру банкротства должным образом, продолжает работать, а руководители знают, что неплатежеспособность имеет устойчивый характер, и проводят сделки, по которым не могут рассчитаться, то на них ложится субсидиарная ответственность. Особенно на ИП, так как они отвечают по долгам всем своим имуществом. Вот и получается, что человек хотел как-то выпутаться из ситуации, а в итоге ему приходится продавать свое имущество.

По словам В.Винцкевича, практически готова новая редакция закона о банкротстве, которую планируют вскоре внести на рассмотрение парламента. Создана соответствующая правительственная комиссия. В разработке законопроекта принимали участие и представители организации антикризисных управляющих. Новый закон кардинально не отличается от предыдущего. Некоторые изменения вносятся в свете нынешней либерализации и требований МВФ. Предложено изменить очередность платежей, способы решения проблем, когда имущество арестовано в рамках уголовного дела и нет возможности выплатить зарплату.

Банкроты рассчитываются с работниками

Примерно 3-4 года назад собственники старались максимально выводить имущество из оборота перед процедурой банкротства. Сегодня антикризисные управляющие погашают долги по зарплате и пособиям в 80-90% случаев. Задолженность среднего предприятия-банкрота перед трудовым коллективом примерно 200-300 млн рублей. Как правило, эти долги удается погасить и за счет имущества. Погашают и обязательные платежи перед бюджетом, банковские кредиты, обеспеченные залогом.

Есть предприятия, которые в рамках процедуры санации реструктуризируют валютные кредиты в рублевые. "Я сам сейчас веду такое предприятие, где Приорбанк перевел рублевый кредит в валютный по вполне приемлемому курсу, - сказал В.Винцкевич. – Скоро планирую заключить мировое соглашение. Есть, конечно, банки, которые не идут на это. Они забирают имущество при условии, что погашены предыдущие очереди платежей".

Для кредиторов важно, что управляющий не может насчитать платеж следующей очереди, не погасив предыдущие. Банкам приходится ждать. С 1 января 2011 года вступил в силу Указ №328 о совершенствовании процедуры банкротства, где четко расписана процедура передачи в счет долга кредиторам заложенного имущества. Как недвижимого, так и движимого. Хотя некоторые нормы указа не работают, такие как продажа дебиторской задолженности. Если ее не могут взыскать кредиторы - кто купит эту задолженность даже с дисконтом, как это предусмотрено указом.

Антикризисных управляющих не хватает

В.Винцкевич отметил, что с управляющими есть большая проблема. Их подготовка оставляет желать лучшего. Например, в Германии управляющий помимо образования должен еще пройти годовую стажировку у опытных коллег. "Мы тоже пытаемся ввести хотя бы полугодовую стажировку, - сказал председатель объединения. – Ведь даже на живом предприятии руководитель иногда не справляется, а тут – банкрот. При этом виды деятельности у них очень разные – от оптовой торговли до брокерских услуг. Даже казино как-то у меня проходило. Так и получается - сегодня казино, завтра строители или автохолдинг".

Кроме грамотного управляющего, должны быть еще кадры – хороший юрист и бухгалтер. Многие кредиторы не обращают внимания на это, экономят. Нужен и грамотный маркетинг – иначе как реализовать продукцию и имущество? Ведь процедуру не завершат управляющий и суд, пока есть хоть один актив. Привлечение дополнительных специалистов увеличивает расходы по банкротству, но и приносит пользу.

Управляющих готовит департамент по санации и банкротству Минэкономики. Их обучают по двум программам - 2,5 года в Академии управления при условии наличия высшего образовании и в Институте повышения квалификации торговых работников – 3-хмесячные курсы. Там преподают основы законодательства о банкротстве, Гражданский кодекс, практические основы работы. Базовое образование у большинства - юридическое. Хотя, по мнению В.Винцкевича, управляющий должен быть в первую очередь управленцем, так как любое предприятие – живой организм, переживающий спады и подъемы.

Кто становится банкротом

Основные причины банкротства - неэффективное управление, неграмотная стратегия, когда затраты превышают прибыль. Больше всего предприятий-банкротов в сфере оптовой торговли, предприятия розничной торговли всегда "на волоске", сказал В.Винцкевич. Оптовая торговля сильно зависит от конъюнктуры рынка. Сегодня товар идет, а завтра - нет. В 2010 году на процедуру банкротства и санации пошло много предприятий строительной отрасли. Они выигрывали тендеры, становились генподрядчиками, получали авансы, брали субподрядчиков, те затягивали работу, росла стоимость работ, и в результате заказчики отказывались оплачивать возросшую стоимость заказа и срывали финансирование. Производители намного реже попадают в процедуру, предприятий в сфере услуг тоже единицы.

Ежегодно количество организаций и ИП, проходящих процедуру банкротства и санации, составляет около 1,5 тыс. "Пустышек" по имуществу очень мало, не то что раньше. Сейчас предприятия в основном с активами. Это делает процедуру более трудоемкой и серьезной.

В.Винцкевич сообщил, что 12 августа состоялось собрание общественного объединения специалистов по антикризисному управлению и банкротству. В связи с увеличением количества более емких дел по банкротству решено во взаимодействии с хозяйственными судами и Минэкономики пересмотреть работу по подготовке управляющих, их взаимодействию с судами и министерством, повышение статуса управляющих.

В данной экономической ситуации остро нужны управляющие и для частников, и для государственных организаций. "Это как никогда актуальная тема, и ее боятся, - сказал В.Винцкевич. - А ее бояться не надо. Ведь если человек заболел, он идет к врачу. Надо учиться. Большинство государственных управляющих не имели понятия о процедуре банкротства до начала учебы".

Белорусское общественное объединение специалистов по антикризисному управлению и банкротству объединяет 74 члена, в том числе в Минске – 24.

поделиться

Новости по теме

    96,4% банкротов — частные фирмы

    По данным Высшего хозяйственного суда Беларуси, на 1 января 2012 года насчитывалось 1.522 дела о банкротстве (в 2010 году — 1.486), из них 96,4% (1.468) касались банкротства частных фирм (за 2010 год — соответственно 1.418 и 95,4%).подробности

Новости партнёров