Тепло в квартирах становится роскошью

www.udf.by

Зима на носу. Минск с Москвой традиционно торгуются по цене на газ. Пресловутый кризис делает этот торг особенно жестким: экономические условия сторон тесно переплелись с политическими. Впрочем, сколько бы в результате ни стоил газ для Беларуси, можно не сомневаться — предстоящей зимой за тепло в квартирах белорусам придется платить больше.

Зловещее предупреждение

Александр Лукашенко в интервью российским СМИ 2 октября заявил, что "не готов поднять стоимость жилищно-коммунальных услуг даже на пять долларов". При этом он недвусмысленно дал понять: если такое повышение произойдет, виновника нужно искать на Западе. Повышение тарифов на ЖКУ для населения, подчеркнул президент, является одним из условий, на которых Международный валютный фонд готов кредитовать белорусскую экономику. "Но для нас главное — люди. Разбогатеем, тогда подтянем", — добавил Лукашенко.

Подобная "забота" выглядит весьма сомнительной. Особенно если учесть, что на рассмотрении правительства уже находятся предложения, предусматривающие рост тарифов на услуги ЖКХ. И глава государства не мог этого не знать.

Психологическая подготовка населения к грядущему росту тарифов продолжилась через неделю, когда на встрече с журналистами заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Сергей Сушко не только признал готовящееся повышение цен, но и перевел стрелки на Министерство энергетики, которое, по его словам, и является инициатором этих непопулярных мер.

При этом чиновник поспешил заверить, что соответствующее решение, которое ожидается до конца года, будет приниматься исключительно "с учетом платежеспособности населения". Повышение, по его словам, если и произойдет, будет незначительным, в пределах пяти долларов по всем услугам.

Сколько же мы платим

По данным Министерства экономики, сегодня в Беларуси плата за стандартную двухкомнатную квартиру в отопительный период составляет 162 тысяч рублей, за однокомнатную — 108,5 тысяч, трехкомнатную — 226 тысячи. Население возмещает примерно 32% затрат на жилищно-коммунальные услуги, в том числе 25,5% затрат на теплоснабжение, 40% - на холодное водоснабжение, 42% - на вывоз твердых бытовых отходов, 29,6% - на работу лифтов.

С одной стороны, пятипроцентное повышение тарифов, действительно, не смертельно. С другой - вряд ли эта мера может быть эффективной для предприятий ЖКХ, которые уже много лет задыхаются из-за отсутствия реформ.

То, что этот сектор практически не затронули рыночные преобразования, признают даже чиновники. "Монополизм государственных организаций в сфере ЖКХ — не лучшее решение для экономики страны, для населения", - заявил 5 октября министр финансов Андрей Харковец.

Он призвал Министерство жилищно-коммунального хозяйства и местные органы власти создавать в структуре ЖКХ организации, альтернативные государственным. "Тогда бы пошла борьба за бюджетные ресурсы, которые мы выделяем для этой сферы, тогда, может быть, и не нужно было бы говорить о повышении тарифов для населения", — предположил министр.

Харковец признал, что Беларусь "в этой сфере проигрывает" по сравнению с другими странами. "Мы медленно создаем те механизмы, которые бы позволяли экономическим методом снижать затраты в этой сфере и соответственно не обращаться к повышению тарифов для населения", - сказал руководитель Минфина.

Разорительная монополия

Представители правительства не раз заявляли о необходимости отказаться от принципа перекрестного субсидирования в жилищно-коммунальной сфере, при котором льготные тарифы для населения обеспечиваются за счет дополнительной тарифной "дани" с предприятий. Однако в реальности ситуация в отрасли ЖКХ не меняется.

"Прежде чем отказаться от практики перекрестного субсидирования, необходимо обеспечить приемлемый уровень жизни граждан и создать нормально функционирующее народное хозяйство, — убежден экономист Института приватизации и менеджмента Александр Чубрик. - Очевидно, что себестоимость услуг ЖКХ будет расти, и без экономических реформ перекрестное субсидирование будет сохраняться, иначе потребители просто не смогут эти услуги оплачивать".

Эксперт также обратил внимание на политический аспект не за горами президентские выборы 2011 года. В 2002-начале 2003 года в Беларуси уже имел место резкий рост тарифов на услуги ЖКХ. Это негативно сказалось на рейтинге президента, после чего правительство стало действовать в данном вопросе крайне осторожно, напомнил Чубрик.

Специалисты указывают на необходимость разработки комплексного реформирования сектора ЖКХ с учетом зарубежного опыта. Правительству следует, не откладывая "на потом", решить ряд актуальных вопросов: как демонополизировать сектор ЖКХ, сделать его прозрачным и публичным, как создать механизмы конкуренции, привлечь в эту сферу частный сектор и иностранных инвесторов, как, наконец, провести реформу тарифной политики, защитив самых бедных.

Коммунальщики плодят бомжей

К слову о бедных… По официальным данным на 1 сентября, в этом году за неуплату жилищно-коммунальных услуг в Беларуси было выселено более 80 семей, причем 54 из них лишились квартир без предоставления альтернативного жилья. В суды поступило более 600 исковых заявлений на граждан, имеющих длительные задолженности за ЖКУ. Общая сумма задолженности населения по коммунальным платежам превысила 35 миллиардов рублей. И это только начало.

Согласно контракту с компанией "Газпром", с 2011 года Беларусь должна платить за российский газ по европейским ценам. А к 2015 году население должно полностью покрывать издержки предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Если это произойдет, большинство белорусов при всем желании не смогут платить за жилье, а некоторые и вовсе окажутся выброшенными на улицу.

Анна Туманова

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров