Рост ВВП на уровне 5,0–5,5% повлечет за собой инфляцию в 100%

Владимир Артюгин, главный редактор журнала «Валютное регулирование и ВЭД», BEL.BIZ

Ждать особых улучшений для частного бизнеса и населения в следующем году вряд ли стоит. Особенностью экономики Беларуси является то, что государство выступает не только регулятором рынка, но и его основным игроком как собственник предприятий. Поэтому в первую очередь будут решаться проблемы государства, а уже затем – минимизироваться отрицательные последствия этих решений для всех остальных.

Искусственно сдерживаемое падение курса белорусского рубля без поступления валюты рано или поздно должно было вылиться в девальвацию. Значительное сокращение Россией в 2010 году дотирования экономики Беларуси через цены на энергоносители и совершенно необоснованная эмиссия белорусских рублей спровоцировали валютный кризис. Попытки руководства страны ограничиться полумерами дали возможность отложить кризис на несколько месяцев, но эта отсрочка сократила и без того небольшие ЗВР.

Получение низких цен на энергоносители в 2012 году стали основной задачей руководства Беларуси. Без них сводить внешнеторговый баланс можно только за счет валютных заимствований. Но после событий декабря 2010 года о западных кредитах на время можно забыть, да и Россия не спешит предоставлять свою помощь.

Попытки России отделить продажу Белтрансгаза от цен на газ категорически отвергались, как и попытки отделить судьбу белорусских НПЗ от цен на нефть. Россия сильно не давила, видимо, рассчитывала, что кризис в Беларуси сам заставит согласиться на российские условия. И действительно, в марте-апреле отток валюты составил почти $1 млрд, падение курса белорусского рубля к доллару США к маю превысило 100%.

Ситуация подошла к критической точке. Минусы от девальвации получили частный бизнес и население, но серьезных социальных протестов не было. В этот момент, видимо, всерьез рассматривалось согласие с российскими условиями (официально заявлялось о выходе на единый курс и о готовности взять российские кредиты). Помощь пришла от произошедшей неофициальной девальвации. Белорусские товары существенно повысили свою конкурентоспособность, и, как следствие, выросла валютная выручка. Причем с мая превышение валютной выручки над платежами по импорту стало перекрывать потери валюты на других сегментах. В этой ситуации стало возможным уже не спешить соглашаться на российские условия.

Выход на единый курс являлся условием кредитной программы ЕврАзЭса и давал возможность подойти к новой кредитной программе МВФ. Попутно это давало возможность поднять цены на товары и тарифы на услуги, снизив госрасходы.

Теперь уже руководство России, которое выходит на выборы под лозунгами создания ЕЭП как одного из полюсов в современном мире, вынуждено было пойти на некоторые уступки Беларуси. Объявлено, что цена на газ для Беларуси в 2012 году составит $ 165, также предполагается, что будет сокращен размер премии для поставщиков нефти в Беларусь. Общий выигрыш для Беларуси по сравнению с 2011 годом по энергоносителям может составить $ 2,4–2,7 млрд (2,0 на газе и 0,4–0,7 на нефти).

При курсе доллара США в Br 9 000 это эквивалентно Br 22–25 трлн, то есть эмиссия даже такой суммы на валютном балансе страны сильно не скажется. Главной проблемой экономики Беларуси в 2012 году будет инфляция, потому что инфляция даже в 20-30% (и соответствующих процентных ставок по кредитам) при более-менее стоящем курсе ляжет тяжким бременем на субъекты хозяйствования, а уровень жизни населения еще больше сократится.

По прогнозам Минэкономики Беларуси в случае роста ВВП на уровне 1,5% эмиссия составит Br 7 трлн, инфляция составит 19%, а курс составит Br 9 000–10 000. В случае роста ВВП на уровне 7% эмиссия составит 30 трлн белорусских рублей, инфляция превысит 200%, а курс – Br 20 000.

Заданием правительству Беларуси на 2012 год поставлено обеспечить рост ВВП на уровне 5,0–5,5%, что соответствует эмиссии где-то на уровне Br 23–25 трлн (это соотносится с выигрышем на ценах по газу и нефти). В этом случае курс может достичь Br 15 000–17 000 за доллар США, а инфляция опять может повторить «достижение» 2011 года, то есть превысить 100%.

Без повышения ставки рефинансирования до этого уровня получить новый кредит МВФ вряд ли удастся. В 2012 году для расчетов по долгам с МВФ понадобится около $ 0,5 млрд, что вполне реально и без нового кредита, но уже в 2013 году это сделать будет значительно сложнее – потребуется более $ 1,7 млрд. При этом не следует исключать различные варианты развития событий в ЕЭП. Сейчас Россия начала проводить последовательную внешнюю политику, когда экономические потери обязательно увязываются с какой-либо выгодой. Нынешние уступки руководства России объясняются предвыборными обстоятельствами и попыткой включить Украину в ТС и ЕЭП. Если Украина все же откажется от «приглашения», то в 2013 году возможны изменения в «правилах игры» в ЕЭП, а в увязке с долгом МВФ это становится достаточно опасным. К тому же зависимость только от одного кредитора всегда рискованна сама по себе.

Поэтому, скорее всего, план в 5% роста ВВП в 2012 году останется планом, а события будут развиваться с оглядкой на общую внешнюю ситуацию. Последние события показывают, что экономика может оказывать влияние на политику. Например, несмотря на явное желание видеть курс ниже нынешнего, реальных действий для его понижения в настоящее время не предпринимается.

поделиться

Новости по теме

    Каким будет единый курс?

    Выбор курса — решение политическое. На уровне Br 8 000 за доллар США – потери меньше и продажи госимущества меньше, но последствия для населения – хуже. На Br 6 000 за доллар США – потери больше и продажи госимущества больше, но зато для населенияподробности

Новости партнёров