Беларусь сможет расплатиться по долгам только за счет приватизации

Владимир Тарасов, BEL.BIZ

Девальвация белорусского рубля нанесла удар не только по доходам импортеров и населения, по капиталу банков и страховых организаций, – пострадало и государство, так как объем валового внутреннего продукта страны в валютном выражении резко сократился.

В результате Беларусь стремительно перемещается в разряд стран, у которых могут возникнуть проблемы с обслуживанием государственного долга.

Действительно, по итогам 2010 года ВВП Беларуси составил Br163 трлн, что в пересчете на доллары равнялось примерно $54 млрд. Однако за январь-октябрь ВВП страны составил всего Br216,8 трлн, увеличившись за октябрь на Br31 трлн. То есть, после девальвации ВВП Беларуси в долларах США, судя по итогам октября, составляет около $42 млрд.

Таким образом, отношение внешнего долга Беларуси к ВВП в 2012 году резко возрастет. По официальным данным внешний государственный долг Беларуси на 1 ноября 2011 года составил $12,01 млрд, увеличившись с начала года примерно на четверть. В ноябре-декабре долг должен увеличиться еще примерно на $440 млн за счет получения второго транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС.

К тому же, официальные данные несколько неточно характеризуют задолженность государства. Дело в том, что надо учитывать еще и задолженность Нацбанка перед коммерческими банками в размере около $3 млрд.

Более того, в перспективе Беларусь получит еще до $10 млрд российского кредита на строительство атомной электростанции. Данный кредит предоставляется на льготных условиях, но не бесплатно. Погашать его предстоит в течение 15 лет, и уже в первые 5 лет придется платить проценты в расчете 5% годовых.

АЭС предполагается ввести в эксплуатацию в 2017-2018 годах, то есть только через 6-7 лет она начнет приносить доход, который позволит рассчитываться по кредиту. До этого сама электростанция будет только нагрузкой для бюджета, из которого придется платить проценты. Если Беларусь выберет все $10 млрд из кредитной линии, то в 2017-2018 годах ей придется заплатить около $1 млрд только в виде процентов.

Ну а если учесть, что кроме государственного, у Беларуси есть еще и внешняя задолженность субъектов хозяйствования, и валовой внешний долг, который на 1 июля 2011 года составлял $33,1 млрд, то картина вообще получается довольно безрадостная. Похоже, что в ближайшие пару лет валовой внешний долг Беларуси достигнет размеров ВВП, и примерно половину будет составлять задолженность государства.

Поэтому особое значение приобретает вопрос о том, каким образом страна может погашать долги.

За счет новых заимствований

Наверное, самый простой способ погашения долгов – это новые заимствования. Конечно, он немного похож на какое-то жульничество, но многие страны, в том числе такие уважаемые как США, именно так и поступают.

США для погашения облигаций, в виде которых и сформирован ее долг, размещают новые. Беларусь такой возможности лишена, так как доходность белорусских еврооблигаций в ходе кризиса резко возросла и в настоящее время на вторичном рынке находится на уровне около 14% годовых. На таких условиях заимствовать нет смысла.

Беларусь может получать новые заимствования на конкретные проекты типа АЭС. Однако для рефинансирования долга подобные заимствования не подходят. Крупнейшие предприятия страны типа Беларуськалия могут получать кредиты под видом финансирования собственных проектов и перечислять валюту в золотовалютные резервы, но объемы подобных «фокусов» вряд ли могут быть велики.

Довольно значительны возможности внешних заимствований белорусских предприятий для реализации собственных проектов, но данные кредиты только увеличивают внешний долг страны.

В принципе, Беларусь может получить средства от МВФ, но подобное финансирование сопровождается выставлением ряда условий, которые, похоже, для руководства Беларуси являются неприемлемыми.

За счет доходов от внешней торговли

Разумеется, самым эффективным способом погашения внешней задолженности были бы доходы от внешней торговли. Собственно, на это правительство и делает ставку. Тут есть определенные успехи – в сентябре 2011 года отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило всего минус $109,8 млн (в августе – минус $120,7 млн). Правда, Беларусь не доплачивала Газпрому за покупаемый газ.

В то же время, сальдо по внешней торговле услугами в Беларуси положительное, и в среднем за январь-сентябрь 2011 года составляло $174 млн.

Таким образом, если в 2012 году сложившееся соотношение между сальдо внешней торговли услугами и товарами удалось бы сохранить, то это дало бы суммарное сальдо по итогам года в несколько сотен миллионов долларов (с учетом недоплаты за газ).

Но в 2012 году Беларусь получит подарок от российского Газпрома в виде снижения цены газа, что должно сэкономить стране около $2 млрд за год. То есть, есть надежда выйти на положительное сальдо внешней торговли в размере около $2 млрд. Правительство ожидает положительное сальдо внешней торговли в размере $1,3–1,5 млрд.

Но тут не все просто, надо иметь в виду, что наблюдаемое улучшение внешней торговли вызвано резким падением средней зарплаты населения в долларовом и реальном выражениях, а также снижением ВВП.

То есть если «заморозить» уровень жизни и ВВП, то за счет доходов от внешней торговли, пожалуй, удалось бы постепенно рассчитаться с долгами. Но это маловероятно, так как социальное напряжение в обществе довольно велико.

Поэтому можно ожидать, что постепенно, по мере приближения к следующим выборам президента, государство будет стремиться обеспечить рост ВВП и подъем жизненного уровня населения, что ухудшит состояние внешней торговли страны и не позволит использовать доходы от экспорта для расчетов по внешнему долгу.

Теоретически, конечно, можно предположить, что ситуация в экономике Беларуси улучшится настолько, что доходы от экспорта позволят и жизненный уровень населения увеличить, и с долгами рассчитаться. Но это могло бы произойти в том случае, если бы в Беларуси осуществлялось серьезное реформирование экономики, чего руководство страны делать не собирается.

За счет доходов от приватизации и прямых инвестиций

Итак, первые 2 способа расчета по внешним долгам вряд ли существенно помогут Беларуси. Остается третий – прямые инвестиции, которые могут быть связаны с приватизацией или осуществляться без нее.

С последними в текущем году произошел провал, вызванный валютным кризисом, показавшим инвесторам, что в Беларуси средства вкладывать опасно. За 10 месяцев текущего года сумма прямых иностранных инвестиций в Беларусь в чистом выражении составила примерно $1,3 млрд, что равняется 20% от плана на год. Однако продажа второй половины Белтрансгаза значительно улучшит ситуацию.

В 2012 году планы по привлечению прямых инвестиций у правительства довольно скромные: $3,7 млрд. Значительную часть также составят доходы приватизации, в частности, предполагается продать пакет акций телефонного оператора МТС, за который государство надеется выручить не менее $1 млрд.

Кроме того, надо учитывать, что прямые инвестиции, так же как и кредиты, часто вызывают рост импорта на такую же величину, то есть они не могут использоваться для обслуживания внешнего долга страны.

Остается только приватизация. С одной стороны, у страны есть что приватизировать. Это, конечно, лот №1 – Беларуськалий и другие крупные предприятия. Но кроме этого еще есть множество имущества – железные дороги, например. В пылу продажи Белтрангаза забыли, кстати, о существовании Белтопгаза.

С другой стороны, руководство страны настроено против приватизации. Но выхода, похоже, нет – приватизация кажется неизбежной, если, разумеется, не реформировать экономику.

В сложившейся ситуации есть некоторая ирония: руководство страны не хочет осуществлять экономические реформы, включающие, в частности, приватизацию, но ему придется идти на это именно для того, чтобы отказаться от проведения других реформ.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров