Куда текут бензиновые реки?


С новыми проблемами столкнулись граждане Беларуси, желающие на личном автомобиле выехать за пределы страны. Теперь без декларирования автомобильного топлива сделать это можно не чаще, чем один раз за восемь дней.

Без декларирования автомобильного топлива белорусы, желающие выехать за границу на личном автотранспорте, теперь могут это себе позволить не чаще, чем один раз за восемь дней. С помощью данного ограничения, введенного постановлением правительства с 28 ноября, власти пытаются предотвратить массовый вывоз в соседние страны бензина и дизтоплива, а также сократить очереди на границе.

Речь идет о поездках в государства, которые не являются членами Таможенного союза (помимо Беларуси в него также входят Россия и Казахстан). Поэтому принятые меры в первую очередь затрагивают интересы тех, кто регулярно отравляется в страны-члены Евросоюза - в Литву, Польшу или Латвию.

Куда течет бензин?

На самом деле первые ограничения такого рода начали действовать еще минувшим летом, когда постановлением Совета Министров № 753 было установлено, что выезжать за пределы Таможенного союза на личном транспорте без декларирования автомобильного топлива граждане Беларуси могут только раз в пять дней. Однако, как сообщил начальник управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета (ГТК) Беларуси Владимир Орловский, осенью появилась необходимость внести поправки в этот документ.

По его словам, бензин особенно часто вывозили в выходные дни, из-за чего в пунктах пропуска появлялись большие очереди. Новым постановлением Совмина интервал перемещения через границу топлива без таможенного оформления увеличен с 5 до 8 дней.

Одновременно сократился и перечень лиц, на которых данные ограничения ранее не распространялись. Представитель ГТК объяснил это тем, что зачастую граждане, занимающиеся незаконным вывозом топлива, представляют в таможенный орган фиктивные трудовые договора и документы на оказание медицинских услуг за границей.

Отголоски девальвации

Главную причину принятия новых запретительных мер белорусские власти не скрывают. Стоимость бензина и дизельного топлива в стране и прежде существенно отличалась от цен в государствах-соседях, входящих в Евросоюз. А после резкой девальвации белорусского рубля разрыв стал еще больше.

Не спасает и очередное подорожание топлива в среднем на 10 процентов - с начала декабря за литр бензина марки АИ-95 надо выложить 6 100 белорусских рублей (около 0,7 доллара США в эквиваленте). В тоже время стоимость бензина в Литве в пересчете на белорусские рубли составляет сейчас 15 тысяч, а в Польше - 12 500 рублей.

Подобную арифметику прекрасно усвоили автолюбители, для которых стихийный вывоз топлива и его нелегальная перепродажа стали дополнительным источником дохода. Осознавая это, вице-премьер правительства Беларуси Сергей Румас заявил на прошлой неделе, что решить проблему можно только одним способом - постепенным ростом цен до уровня, который сделает процесс вывоза топлива частными лицами экономически невыгодным. В качестве ориентира называлась цена в один американский доллар за литр высокооктанового бензина.

Не всех считать "соляровозами"

Представители таможни заверяют, что готовы в индивидуальном порядке давать возможность более частого, чем раз в 8 дней, выезда за рубеж гражданам, у которых есть на то уважительные причины. Но отправиться за границу в таком случае они могут лишь, воспользовавшись железнодорожным транспортом.

Что же касается поездок с задекларированным автомобильным топливом, то в итоге они оказываются не только менее выгодными (со всеми сопутствующими расходами литр бензина обойдется примерно в 1 доллар), но и сама процедура оформления занимает определенное время. Как сообщили в брестском отделении предприятия "Белтаможсервис", соответствующий платеж перечисляется в течение трех банковских дней.

В ситуации с ограничениями на вывоз из Беларуси бензина и дизтоплива есть и правовой аспект. По мнению юриста Виталия Нагорного, в постановлении правительства можно усмотреть ущемление прав граждан на свободу передвижения - ведь далеко не все белорусы отправляются за границу в роли так называемых "соляровозов". Однако, как считает юрист, прокуратура и судебные органы едва ли захотят как-то реагировать на жалобы граждан, дабы не создавать опасный для властей прецедент.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров