Беларусь на пороге нефтяного кризиса

BEL.BIZ

В январе 2012 года Беларусь, как это случилось в уходящем году, снова может остаться без российской нефти.

Причина все та же: действие контрактов, оговаривающих условия поставки, объемы и способы транспортировки, а также размер премий поставщикам и некоторые другие моменты, – заканчивается 31 декабря. Переговоры по новым контрактам идут, Белнефтехим заверяет в их успешном продвижении, однако на НПЗ страны готовятся к повторению ситуации января 2011 года.

Сколько нефти получит страна?

По данным "Интерфакса", российские нефтекомпании в 2012 году готовы поставить в Беларусь только 21,5 млн тонн нефти, а не 23 млн тонн, как запрашивает белорусская сторона. В Минске исходят из того, что в следующем году возможности по первичной переработке НПЗ существенно вырастут - примерно до 23,4 млн тонн.

Если бы Москва одобрила предложение белорусской стороны, весь следующий год заводы могли бы работать на российской нефти и переходящих остатках. Если учесть, что российская нефть поступает в Беларусь беспошлинно и обходится стране почти в два раза дешевле венесуэльской или азербайджанской, выгодность такой схемы очевидна. Стоит также помнить, что в этом случае Минск имеет возможность экспортировать всю нефть, которая добывается в республике. Экспортные пошлины и валютная выручка при этом полностью поступают в белорусский бюджет.

Остается также неясным и размер премий, которые будут уплачивать российские нефтяные компании, поставляющие сырье в Беларусь. В Минске настаивают на снижении размера премии до максимум $20 за тонну против нынешних $45-50 (среднемесячный показатель января-октября 2011 года). Новый размер премий, по мнению Белнефтехима, примерно отвечает тем бонусам, которые выплачивают российским поставщикам Германия или Польша. Логика белорусской стороны понятна: коль скоро Россия и Беларусь (вместе с Казахстаном) вступили в Таможенный союз и готовы с 1 января 2012 года запустить в работу Единое экономическое пространство, условия работы на внешних рынках должны быть одинаковыми. То есть, требовать от Минска больше, чем Роснефть или Лукойл запрашивает от польских или немецких НПЗ, несправедливо.

Свои аргументы Белнефтехим подкрепляет и заявлениями о готовности отказаться от импорта азербайджанской нефти по своп-контрактам с Венесуэлой.

Однако этот момент мало волнует Москву. Судя по тому, какие объемы импорта на 2012 год обсуждаются сейчас в Минэнерго РФ, у России есть твердое намерение заставить Беларусь "досыта напиться венесуэльской нефти". Или пойти на существенные уступки в условиях работы российских компаний в республике.

Уравновесить импорт и экспорт

Не только размер премий на данном этапе крайне заботит российских поставщиков. Проблема в том, что сейчас у них есть возможность экспортировать лишь не более 47% готовой продукции, выпущенной из ввезенной в Беларусь нефти. Эта норма установлена Белнефтехимом и сегодня является главным препятствием для поставщиков, которые хотели бы перерабатывать нефть на белорусских НПЗ на давальческих условиях.

Между тем, без давальческой переработки прибыльная работа нефтеперерабатывающих предприятий, при условии хронической убыточности работы на внутреннем рынке, представляется весьма проблематичной.

На данный момент российские импортеры предлагают Белнефтехиму разрешить им экспортировать не менее 80% нефтепродуктов, произведенных из нефти, поставленной на белорусские НПЗ на условиях процессинга. В случае, если разрешенные объемы экспорта увеличатся, российские нефтекомпании готовы пересмотреть свою позицию по размерам премий, цитирует "Интерфакс" высказывания белорусских нефтепереработчиков.

Также стало известно, что в конце ноября Белнефтехим разрешил компании ТНК-ВР переработать на условиях процессинга на Мозырском НПЗ 10 тысяч тонн нефти с правом экспортировать весь объем произведенных нефтепродуктов. Ранее ТНК-ВР хотела переработать на МНПЗ в 2011 году 50 тысяч тонн нефти на условиях процессинга с возможностью полного экспорта готовой продукции. Однако Белнефтехим такую схему не разрешил.

По мнению экспертов, принятую Белнефтехимом "полумеру" в отношении ТНК-ВР следует рассматривать как изучение концерном "возможностей для уступки в этом плане".

По "трубе" или цистернами?

Проблемными на сегодняшний день является и вопрос транспортировки нефти в 2012 году. По данным российских источников, из 21,5 млн тонн трубопроводным транспортом в 2012 году планируется поставить только 18 млн тонн - столько же, сколько и в 2012 году. В белорусской нефтетранспортной отрасли утверждают, что последние договоренности между Москвой и Минском разрешают прокачать в будущем году "по трубе" все 21 с лишним миллион тонн.

Впрочем, отмечают в белорусской нефтетранспортной отрасли, основная проблема - не в объемах прокачки, а в тарифах на транзит.

Белорусская сторона предлагает своим российским партнерам в лице АК "Транснефть" повысить тарифы на 20%. В Транснефти этим предложением недовольны: в 2011 году тарифы, установленные, кстати, в российских рублях, повышались всего на 12,5%.

Но на переговоры о величине тарифов еще есть время: срок действия соглашений с Транснефтью, регулирующих как вопросы транзита, так и поставки нефти трубопроводным транспортом на белорусские НПЗ, истекает 1 февраля 2012 года.

До 25 декабря текущего года Беларусь ожидает ответа по своим предложениям, направленным в АК "Транснефть".

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров