Эксперт: Программы реформ никому не нужны

Владимир Артюгин, BEL.BIZ

В последней статье цикла "Реальный сектор" для портала Tut.by Александр Обухович не выдержал и возмутился полным отсутствием реакции правительства на "публикации столь критических материалов".

Более года, по 3-4 статьи в месяц, по возможности – системно, экономист пытался изложить свое понимание экономической ситуации в стране. Ожидал дискуссии. Настоятельно предлагал провести научно-практическую конференцию…

Но реакции и уж тем более дискуссии не было и быть не могло. Потому что любое реагирование обернется для чиновников большой бедой.

Уже не требует доказательств, что любые серьезные изменения на уровне государства обуславливаются исключительно экономическими мотивами. А любые реформы действующей модели экономики означают изменения в действующих денежных потоках.

То, что действующая модель экономики Беларуси неэффективна, после 2011 года поняли уже все. Поэтому вопрос, что делать дальше, напрашивается сам собой. Как и варианты ответов на него.

1. Оставить все как есть (на некоторый период) с решением совсем уж обострившихся проблем по мере их поступления. В нашем случае это сведется, в основном, к постепенной продаже госактивов, а длительность этого периода будет определяться их общей стоимостью.

2. Начать реформы. При этом необходимо понимать, что реформы далеко не всегда приносят успех. Особенно учитывая то, что наиболее подходящий момент для их проведения использован не был. А полученные ресурсы и время были потрачены не на реформирование экономики, а на ее консервацию в неизменном состоянии.

Под реформами можно понимать создание конкурентной экономики, которая имеет свою нишу на мировом рынке, а также проведение самостоятельной политики, насколько это возможно в современной глобальной экономике. А можно ограничиться приватизацией с последующим включением проданных предприятий в чужие компании. При этом совсем не факт, что все предприятия удастся продать, а те, что будут приобретены, продолжат свою работу и сохранят свои обороты. Естественными последствиями реформирования экономики являются падение уровня жизни, большая безработица, миграция некоторой части населения, значительное изменение устоявшихся правил.

Сторонников приватизации можно условно поделить на "либералов" и "номенклатуру". Так называемые "либералы", в основном, "западники", а так называемая "номенклатура", в основном, "восточники". Первые под приватизацией имеют ввиду приход западного капитала, вторые – российского.

"Принципиальные" отличия сводятся к тому, что сумма, которую Беларусь может получить в случае прихода западного капитала, будет больше, чем приватизация по российскому сценарию. В свою очередь, перспективы работы предприятий после прихода российского капитала будут лучше, чем после прихода западного.

В оценке последствий приватизации по сценарию и тех и других общим заблуждением является предположение, что потенциальные инвесторы стремятся развивать экономику Беларуси. Главная цель любого инвестора – это получение максимальной прибыли. Наглядный пример – конфликт с компанией "Данон-Юнимилк" в начале 2011 года, когда компания вместо создания производств по выпуску технологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, вывозила сырье (молоко) с низкой добавленной стоимостью. Компания "Данон" – западная компания, а инвестором в Беларуси выступала ее дочерняя структура в России "Данон-Юнимилк".

Для "либералов" приватизация – это возможность получения будущих постов экономических советников, а то и министерских кресел. Для "номенклатуры" приватизация, особенно по российскому сценарию, – это возможность конвертировать свои властные ресурсы в финансовые, при этом еще и легализовать их. Для некоторых из тех и других – это возможность начать отсчет своих будущих многомиллионных состояний.

К сожалению, Беларусь – это небольшая страна с малыми ресурсами, и без внешней помощи модернизировать свою экономику не сможет. За крупными инвесторами с Запада и Востока стоят определенные "центры силы", цели которых далеко не всегда совпадают с задачами, стоящими перед Беларусью. А небольшие инвесторы, с которыми всегда работать легче, совершенно справедливо опасаются того делового климата, который создан в стране. При этом в Беларуси даже не делается попытка задействовать ресурсы населения через фондовый рынок или куплю-продажу земли.

Как это ни парадоксально, но сделать экономику Беларуси современной и конкурентной может только действующая власть, которая значительно меньше "либералов" и "номенклатуры" зависит от общественного мнения. Но в этом случае будет необходим некий договор между властью и населением с взаимными обязательствами. При этом вся ответственность за последствия реформ ляжет на власть. Вот только в подобный вариант развития событий не очень верится, да и кредит доверия к власти после событий последних нескольких лет заметно упал.

В результате получается, что ни один из "центров силы" на Западе и Востоке не заинтересован в успешной реформе экономики Беларуси, а "центр силы" в самой Беларуси не готов рисковать своим нынешним положением, предпочитая постепенное "отступление с занимаемых позиций" и "веру в чудо". Отсюда и отсутствие какого-либо интереса к программам реформ экономики Беларуси с целью сделать ее современной и конкурентной, тем более к реальным программам.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров