В Беларуси радикально изменен порядок финансирования госпрограмм

interfax.by

Правительство и Нацбанк Беларуси совместным постановлением N14/1 утвердили порядок и условия финансирования проектов, включенных в госпрограммы, ОАО "Банк развития Республики Беларусь", к которому от госбанков переходит финансирование госпрограмм.

Новый механизм финансирования госпрограмм радикально отличается от традиционного в сторону ужесточения требований к получателям госсредств.

В соответствии с опубликованным документом, Банк развития будет финансировать госпрограммы от своего имени и за свой счет, на условиях срочности, платности и возвратности.

Приоритетами в деятельности банка определены кредитование госпрограмм строительства жилья на селе, развития АПК, создания и развития высокотехнологичных производств. Данные программы предполагают возмещение юрлицам из бюджета части процентов за пользование банковскими кредитами, и (или) предоставление кредитов банками на льготных условиях, и (или) размещение средств республиканского и (или) местных бюджетов в депозиты.

Объемы активных операций Банка развития и источники пассивов будут определяться в его прогнозном балансе в соответствии с ежегодным планом финансирования госпрограмм, порядок формирования которого утверждается правительством.

Банк развития может кредитовать только те проекты, которые включены в госпрограммы и определены в плане, по итогам отбора в пределах средств, определенных планом на соответствующую программу.

В соответствии с документом, Банк развития может финансировать проекты, как в белорусских рублях, так и в инвалюте. Кредитование в инвалюте будет осуществляться при реализации валютоокупаемых проектов и (или) при наличии у заявителя достаточных валютных средств для исполнения обязательств перед банком.

Одним из ключевых условий предоставления финансирования является открытие заявителем счета в Банке развития, где должна аккумулироваться часть выручки, целевым образом направляемая на погашение кредита. Кредитополучатель может направить на данный счет не более 10% от выручки.

В качестве обеспечения по кредиту, обязательным является страхование риска невозврата, либо размещение в банке гарантийного депозита или наличие гарантии в сумме, достаточной для полного погашения задолженности.

В случае наличия у заявителя просроченной задолженности перед Банком развития, новые средства предоставляться не будут.

Банк вправе также приостановить выдачу кредита по ранее заключенным договорам. При этом оговаривается, что данные меры применимы "за исключением случаев, предусмотренных актами законодательства". В случае установления нецелевого использования кредита, соответствующая сумма подлежит досрочному возврату (взысканию).

Банк развития может кредитовать госпрограммы либо самостоятельно, либо с привлечением банков-агентов (госбанков - ИФ), с которыми заключаются соответствующие соглашения. При этом риск потерь несет только Банк развития.

В документе подчеркивается, что решение о кредитовании проектов, включенных в госпрограммы, принимается непосредственно Банком развития, по результатам анализа информации, предоставленной банками-агентами и заявителем. При этом оценивается правоспособность, кредитоспособность и платежеспособность поручителя и (или) гаранта, а также наличие и состояние имущества, предлагаемого в залог, деловая репутация заявителя (поручителя, гаранта, залогодателя).

Банку развития предоставлено право заключения договора уступки требования, перевода долга, сделки изменения обязательств.

В документе сказано, что стоимость кредитов Банка развития устанавливается госпрограммами. В иных случаях банк устанавливает стоимость самостоятельно.

При кредитовании госпрограмм за счет средств бюджета, Банк развития привлекает средства Минфина в депозиты, на основании ходатайства банка, исходя из заключенных им кредитных договоров, с указанием целей использования бюджетных средств. Срок возврата средств бюджета определяется сроком возврата кредита, либо по согласованию сторон. При несвоевременном возврате кредита, Банк развития будет ходатайствовать перед Минфином о продлении срока депозита.

Механизм кредитования инвестпроектов Банком развития более рыночный по сравнению с условиями финансирования госпрограмм.

Так, банк может кредитовать инветпроекты на срок не более 15 лет только в случае их экономической эффективности и при наличии собственных источников для их финансирования.

В документе также отдельно описан механизм погашения кредитов, выданных Банком развития. Предусмотрено, что Банк развития может реструктуризировать задолженность либо принять решение о ее бесспорном взыскании.

При непогашении просроченной задолженности в течение 2 месяцев с даты ее образования, Банк развития может внести в правительство и Нацбанк предложение о бесспорном взыскании просроченной задолженности не только со счетов кредитополучателей, но и со счетов их дебеторов по кредитному договору. В документе подчеркивается, что такой порядок взыскания просроченной задолженности распространяется и на кредиты, выданные госбанками в рамках финансирования госпрограмм до 1 января 2011 года, право требования которых перешло от госбанков Банку развития. Сумма взыскания с дебетора (в рамках переуступки требования и путем акта сверки) не может превышать сумму его дебеторской задолженности перед кредитополучателем.

Решение в отношении дебеторов кредитополучателя принимается в течение 30 дней.

Как сообщалось, в июне 2011 года президент Беларуси подписал указ о создании в республике Банка развития с уставным фондом Br20 млрд (доля правительства - 95%, Нацбанка - 5%). Банк примет на свой баланс кредиты государственных банков, выданные в рамках финансирования госпрограмм до 1 января 2011 года, и с 1 января 2012 года должен обеспечить финансирование госпрограмм.

В декабре 2011 года он приобрел у госбанков активы на Br2,19 трлн. Кроме того, Банку развития переданы непрофильные финансовые активы Нацбанка (льготные кредиты Нацбанка и выкупленные им у госбанков облигации) на сумму около Br15 трлн.

Банк развития намерен приступить к практическому финансированию госпрограмм в первом квартале этого года.

Предполагается, что завершение финансирования госпрограмм, которое ранее начали госбанки, будет продолжено ими же.

До 2012 года финансирование госпрограмм осуществлялось только госбанками - ОАО "АСБ Беларусбанк" и ОАО "Белагропромбанк".

Белорусские власти приняли решение о создании Банка развития по рекомендации Международного валютного фонда, отмечавшего, что кредитование госпрограмм стало источником хронических проблем госбанков с ликвидностью, что приводит к необходимости их рекапитализации наряду с системной эмиссионной поддержкой для текущей деятельности со стороны НББ. На долю финансирования госпрограмм приходится около 50% активов белорусской банковской системы, которые на 1 декабря 2011 года составили эквивалент Br251,6 трлн (рост на 97,3% за 11 месяцев).

Ранее правительство утвердило порядок реструктуризации через Банк развития кредитов, ранее выданных госбанками на финансирование госпрограмм через отсрочку (рассрочку) погашения основного долга и просроченных процентных платежей. Отсрочка или рассрочка по основному долгу не должна превышать 5 лет от сроков погашения, предусмотренных первоначальным кредитным договором.

Реструктуризация производится по ходатайству должника и органа госуправления в Банк развития, с приложением пакета документов, в том числе среднесрочного бизнес-плана.

Председателем Наблюдательного совета Банка развития является вице-премьер Сергей Румас, сообщает портал interfax.by.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров