Беларусь переходит на иномарки российской сборки

"Завтра твоей страны"

В 2012 году в Беларуси будет реализовано не более 12 тысяч новых автомобилей. За ближайшие три года белорусы пересядут на иномарки российской сборки. А "перегонщики" уже исчезли как класс.

В Россию за иномаркой

Единственным относительно дешевым источником новых иномарок для белорусских граждан становится Россия, где всемирно известные бренды уже не первый год развивают свои сборочные предприятия. Сейчас они вполне конкурентоспособны и доступны в условиях российской политики протекционизма в рамках ЕЭП и ТС. Может ли такое случиться, что их опередят по популярности в Беларуси чисто российские бренды?

- Говорить о том, что российские национальные марки автомобилей будут у нас более популярны, чем мировые бренды, не приходится, - уверен Сергей Варивода, хотя не исключает, что в этом году российские машины получат некий ресурс поддержки. Автомобили включены в число российских товаров, которые имеют статус отечественных на территории Беларуси.

- Но в дальнейшем, при том уровне технологий, который есть, им трудно будет рассчитывать на укрепление позиций, чего не скажешь об иномарках российской сборки. Их доля будет расти, и не исключаю, что доля собранных в Таможенном союзе и проданных в Беларуси иномарок в течение трех лет превысит долю чистого импорта, - говорит председатель совета директоров ООО "Китайские автомобили".

Кстати, рост продаж машин российских брендов в Беларуси уже имел место в 2010 году, когда страна вошла в Таможенный союз. Однако в 2011-м продажи сильно пошли вниз. Теперь вполне возможно повторение той ситуации.

Сергей Варивода прогнозирует, что в 2012 году с учетом невысоких доходов населения, дорогих кредитных ресурсов и борьбы с импортом в Беларуси будет реализовано около 12 тыс. новых автомобилей. Это – уровень 2006 года. В перспективе рынок вполне может вырасти примерно на 50-70% при условии стабилизации экономической ситуации, снижения пошлин и роста отложенного спроса. Оживление рынка возможно не ранее конца 2012 года.

"Перегонщики" исчезли как класс

Некоторые "перегонщики" уже пробуют налаживать деловые связи в России, чтобы в перспективе поставлять новые автомобили для белорусского рынка. Но председатель совета директоров ООО "Китайские автомобили" Сергей Варивода сомневается, что "перегонщики" смогут возродиться.

- В 2012 году я не вижу ниши для мелкого частного бизнеса по торговле автомобилями, - говорит эксперт.

По его прогнозам, авторынок в Беларуси начнет развиваться "цивилизованно, как во всех соседних странах, где основной объем продаж идет через официальных дилеров".

"Перегонщики" еще некоторое время работали даже после повышения таможенных пошлин для физлиц с 1 июля 2011 года. Окончательную точку на их деятельности поставило решение белорусских властей отменить с 24 января льготы по НДС. После этого исчезла даже возможность ввезти автомобили для перепродажи в Россию. Все эти меры полностью перераспределили рынок в пользу дилеров.

- Правда, не позднее середины августа Россия должна ратифицировать документы по вступлению в ВТО, а потом в течение 30 дней присоединиться к этой организации. И тогда пошлины в России (и в странах Таможенного союза) на ввоз автомобилей снизятся на 1/6. Это приведет к незначительному снижению цен на автомобили, но не думаю, что это серьезно изменит баланс в пользу физлиц, - замечает Сергей Варивода.

Как отмечает генеральный директор Белорусской автомобильной ассоциации Людмила Шабанова, "кто работал по продаже автомобилей "по-черному", оформившись затем в качестве индивидуальных предпринимателей и юрлиц, тот может и дальше продолжать работать". Хотя прежней прибыли они уже иметь не смогут.

Официальный дилер в этом плане оказался в привилегированном положении, так как он обычно развивает два направления бизнеса: центры продаж и СТО. Именно за счет ремонта автомобилей удается сохранять доходность фирмы при падении объемов реализации автомашин.

Белорус предпочтет бюджетную версию любимой марки

Финансовый кризис вынудил многих белорусов пересмотреть структуру и размер своих расходов. Доходы снизились довольно сильно, и в таких условиях приходится жить по средствам.

Сергей Варивода предсказывает рост популярности бюджетного сегмента автомобильного рынка. Скорее всего, желающие купить машину будут предпочитать автомобили В-класса (особо малый класс с кузовом длиной до 4 м). На дорогах станет больше универсалов и пикапов. Кстати, последние довольно неожиданно демонстрируют весьма динамичный рост.

Изменился спрос в сегменте внедорожников, которые после С-класса всегда занимали в Беларуси лидирующее положение. Покупатель ищет теперь более дешевый и менее громоздкий тип внедорожника. А в целом наблюдается выраженное движение спроса в сторону городского кроссовера, самым бюджетным его моделям.

- Завтрашний день для Минска - компактный кроссовер класса В или С по платформе, с клиренсом сантиметров 20, чтобы бордюры или сугробы проезжать без проблем, с передним приводом, но с возможностью подключения полного, - считает Сергей Варивода. – Должны быть небольшие габариты, чтобы парковаться без проблем, а также умеренный расход топлива. Не думаю, что белорусы будут пересаживаться на бюджетные узбекские, российские, китайские или украинские иномарки. Современный потребитель скорее предпочтет более бюджетную версию своей любимой марки автомобиля.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров