Экономические эксперименты продолжаются

Владимир Тарасов, BEL.BIZ

Резкое снижение ставки рефинансирования Национального банка с 1 марта (до 38% годовых) означает переход к новой, более мягкой денежно-кредитной политике.

В связи с этим стоит задуматься над тем, насколько своевременным является такой шаг и насколько велика вероятность того, что смягчение окажется чрезмерным и финансовый рынок Беларуси вновь ожидает дестабилизация.

Национальный банк в своем сообщении о снижении ставки сообщил, что это не окажет негативного влияния на стабильность финансового рынка. Так ли это?

Ставка была повышена несвоевременно

Перед тем, как ответить на этот вопрос, надо оценить, насколько соответствует ставка рефинансирования состоянию экономики и финансов Беларуси. Соответствие, можно считать, существует в том случае, если ставка обеспечивает положительную реальную доходность депозитов, то есть превышает ожидаемый уровень инфляции на несколько процентных пунктов. Если при оценке инфляции на 2012 год согласиться с официальным прогнозом в 19–22%, то надо признать, что сейчас ставка рефинансирования должна быть немногим ниже 30%.

Нынешнее высокое значение ставки является следствием ошибочных действий, сделанных в 2011 году. Дело в том, что резко повышать ставку рефинансирования следовало в самом начале кризиса – весной 2011 года. Уже тогда было ясно, что инфляция будет высокой, но руководство страны удерживало реальную доходность по рублевым депозитам в отрицательной области, стимулируя таким образом экономику.

В результате ставка была повышена до максимального уровня только в декабре 2011 года, когда девальвация была завершена, а потенциал роста цен уже в значительной степени исчерпал себя. Если бы ставка рефинансирования была повышена своевременно, то инфляция и девальвация рубля оказались бы гораздо ниже, и снижение ставки можно было бы начинать уже летом 2011 года. И в настоящее время она как раз и находилась бы в пределах 20–25%, соответствуя ожидаемой инфляции.

Таким образом, действия Нацбанка сейчас направлены на согласование различных параметров финансового рынка страны, то есть, с точки зрения сделанных допущений, оправданы.

Но проведенные рассуждения справедливы в том случае, если инфляция действительно будет удержана в запланированных пределах. А с этим есть проблемы.

Инфляция уткнулась в естественный барьер

Правительство, конечно, как ему и положено, полно оптимизма. Заместитель премьер-министра Сергей Румас в ходе встречи с президентом Александром Лукашенко сообщил, что правительство заканчивает выработку комплекса мероприятий, которые позволят удержать инфляцию на нижнем пределе в 19%, а возможно, остаться в течение 2012 года на уровне 15–16%.

Сергей Румас сообщил, что за три недели февраля инфляция составила 1,4%. При этом цены более чем по 40% товарных позиций, по которым ведется мониторинг, сохранились либо на уровне января, либо в течение февраля стали ниже. По мнению Сергея Румаса, монетарные факторы инфляции уже ушли на второй план.

Действительно, воздействие на цены монетарных факторов, а именно девальвации рубля и высоких доходов населения, уже значительно снизилось. Зарплата в январе 2012 года упала примерно на треть по сравнению с зарплатой в январе 2011 года (в долларовом выражении). А потребительские цены в январе выросли в 2,1 раза в годовом выражении при девальвации рубля в 2,8 раза.

Таким образом, ценам расти особенно некуда, и наблюдаемое замедление инфляции является естественным процессом. Инфляция будет снижаться, даже если правительство не будет принимать никаких дополнительных мер. Достаточно стабилизировать курс белорусского рубля и не печатать лишних денег для увеличения зарплат.

Конечно, снижение ставки рефинансирования будет приводить к постепенному сокращению притока валюты и росту импорта, но это довольно медленные процессы (не считая бегства спекулятивного капитала, величина которого, вообще-то, сравнительно невелика). И они будут, скорее, не толкать инфляцию к 30–40% и выше, а препятствовать ее уменьшению ниже 20%, в том числе в 2013 году и позднее.

То есть, комплекс направленных против инфляции мероприятий, разрабатываемый правительством, это, в значительной степени, не что иное, как размахивание кулаками после драки. Так же, как и повышение ставки рефинансирования в декабре до 45%. Но тогда правительство и Нацбанк, похоже, были в растерянности и не понимали что происходит, к тому же, на них давил Антикризисный фонд ЕврАзЭС.

Сейчас же руководство страны, похоже, просто не хочет признать, что скачок инфляции в 2011 году был вызван исключительно его ошибочными действиями, в частности, отказом от резкого повышения ставки рефинансирования весной, и пытается изобразить дело так, как будто виноват кто-то другой.

Экономика наказывает за незнание ее законов

Однако, несмотря на постепенное завершение текущего этапа роста цен, риски нового скачка инфляции существуют. Но главная угроза исходит не от торговых предприятий, внешней торговли или населения, а от руководства страны. Специфика Беларуси состоит в том, что власть не пытается следовать экономическим законам, а постоянно проводит какое-то эксперименты, не обращая на законы никакого внимания.

В прошлом году, собственно, в Беларуси проводили эксперимент по переводу частных импортеров на самообеспечение валютой, что и привело к введению множественности курсов, несвоевременному повышению ставки рефинансирования и всем прочим последствиям. В текущем году уже началась реализация ряда новых экспериментов.

Одним из них, кстати, будет комплекс мероприятий, направленных против инфляции. Проверенное мировой экономикой средство против инфляции одно – обеспечение конкуренции в торговле и производстве при жесткой денежно-кредитной политике государства. Подобные мероприятия можно будет приветствовать, хотя особого эффекта сейчас они уже не дадут, это важно в долгосрочной перспективе. Все остальное может только навредить экономике. Впрочем, вряд ли в правительстве в данном случае придумают что-то, способное дестабилизировать финансовый рынок страны.

Кроме этого, в Беларуси сейчас проводится эксперимент по созданию холдингов. Идея проста: направить деньги прибыльных предприятий на финансирование убыточных. Для эффективного бизнеса это минус, но для финансового рынка трагедией не является.

Наибольшее беспокойство вызывают эксперименты с зарплатой. Президент Беларуси на состоявшейся 21 февраля встрече с вновь назначенными чиновниками заявил, что как он однажды уже говорил, "в течение года, максимум полутора, мы не просто должны выйти на докризисный в финансовом отношении уровень, а превзойти его". В виду он имел заработную плату в $500, по поводу которой президент сказал, что это «совсем низкий уровень».

Подобная цель вызывает некоторое беспокойство, так как выйти на зарплату в $500 за полтора года, согласно экономическим законам, в Беларуси вряд ли возможно (без поддержки курса белорусского рубля за счет использования золотовалютных резервов). А это значит, что возможен новый эксперимент по выходу на $500.

Впрочем, один из подобных экспериментов уже начался. Президент сформулировал его 21 февраля следующим образом: «мы сверху начинаем сильнее, говоря по-народному, давить на местные органы власти». Чиновники, считает президент, должны научиться зарабатывать деньги.

То есть, высшее руководство требует от местных чиновников подъема экономики уже без централизованного финансирования и вместо частного бизнеса. Конечно, эксперимент обречен на неудачу: как показывает мировая экономическая практика, зарабатывание денег – это дело бизнеса, а не чиновников.

Но эта попытка еще раз опровергнуть законы экономики может привести к дестабилизации финансового рынка. Дело в том, что заработать деньги чиновники не смогут, а вот одолжить, не думая о возврате, запросто. Этот процесс уже идет.

Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович на заседании коллегии Минфина 15 февраля сообщил, что внутренний долг местных органов власти на 1 января 2012 года составил Br 29,7 трлн, что составляет почти 62% доходной части местных бюджетов. Скоро придется, чего доброго, объявлять дефолт или спасать местную власть за счет включения печатного станка. Со всеми вытекающими последствиями в виде инфляции и девальвации.

Так что, хотя ускоренное снижение ставки рефинансирования и кажется в настоящее время соответствующим текущему состоянию экономики и финансов страны, но, с учетом возможности новых экспериментов над экономикой, может возникнуть необходимость в ее повышении уже в ближайшем будущем. В этом случае будет хорошо, если удастся учесть ошибку 2011 года, и ставка рефинансирования будет резко повышена не тогда, когда рост цен закончится, а когда возникнут причины для скачка цен.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров