Бензин в Беларуси может и подешеветь?

Елена Ольшанская, interfax.by

Белорусы привыкли, что автомобильное топливо в стране только дорожает: за кризисный 2011 год за год ценники на АЗС менялись 11 раз, и не всегда рост цен ограничивался несколькими процентами.

Справедливости ради вспомним, в минувшем году на розничном рынке нефтепродуктов произошло и уникальное явление – не повышение, а снижение цен. В июне, после одномоментного повышения цен более чем на 30%, буквально через два дня стоимость автомобильного топлива снизилась. Однако причина этому – не конкурентная борьба на рынке, а влияние административного ресурса.

Откуда берутся цены

В Беларуси отпускные оптовые и розничные цены на нефтепродукты формирует "Белнефтехим", но диктует ценовую политику концерн только своим организациям. При этом на сегодняшний день предприятия "Белнефтехима" контролируют около 85% белорусского внутреннего оптового и розничного рынка нефтепродуктов. Фактическим монополистом остается ПО "Белоруснефть", доля которого по итогам 2011 года на внутреннем рынке составила по автобензинам 75,4%, по дизтопливу – 78%.

В 2011 году, повышая цены на нефтепродукты, "Белнефтехим" объяснял это ростом мировых цен на нефть и напоминал потребителям, что сырье белорусские НПЗ покупают за валюту.

На сегодняшний день мировые цены на нефть после существенного падения в 2011 году показывают неуверенный рост и колеблются у отметки $105 за баррель. Курс белорусского рубля к доллару стабилен, более того, рубль укрепляется. Все это позволяет белорусским нефтепереработчикам не повышать внутренние цены на автобензины и дизтопливо, по крайней мере, до конца 1-го квартала. Эту точку зрения подтверждают в концерне "Белнефтехим", а также в ПО "Белоруснефть".

Сегодня в Беларуси стоимость автомобильного топлива составляет примерно $0,6-0,75 за литр, при том, что, по расчетам производителей, для безубыточной работы на внутреннем рынке эта цена должна составлять не менее $1 за литр. Впрочем, пока белорусские НПЗ компенсируют убытки от продаж внутри республики за счет сверхприбыльного экспорта – на 2012 год условия поставок российской нефти для страны более чем льготные.

Конкуренция на рынке обострится

Однако супервыгодные нефтяные соглашения, подписанные между Беларусью и Россией в декабре 2011 года, могут преподнести нам несколько неожиданные сюрпризы.

Условия этих соглашений, вместе с действующим в РФ механизмом расчета экспортных пошлин на нефтепродукты, сделают в 2012 году белорусский внутренний рынок более привлекательным для иностранных операторов, считают профильные эксперты.

Как напомнил в беседе с корреспондентом агентства "Интерфакс-Запад" белорусский эксперт в нефтеперерабатывающей отрасли, согласно балансу нефтепродуктов, который был впервые подписан между двумя государствами в декабре минувшего года, Беларусь может экспортировать в РФ до 5,6 млн. тонн нефтепродуктов. "То есть, на экспорт в РФ может уйти все то, что будет выработано из давальческой нефти российских компаний. Но проблема в том, что ввозить автомобильное топливо в ближние регионы РФ российским давальцам бессмысленно, а дальние регионы в этом плане невыгодны", – пояснил собеседник агентства.

По мнению представителя отрасли, "применение "схемы 60/66" в России начало работать на благо российского рынка, дефицит топлива в центральных регионах, где ситуация была наиболее острой, полностью снят. Но именно эти регионы брались в расчет как направление будущего экспорта, когда разрабатывался баланс нефтепродуктов", – отметил источник.

Таким образом, вывозя автомобильное топливо в среднюю полосу России, российские нефтяные компании будут создавать конкуренцию самим себе, вывоз в отдаленные регионы РФ убыточен из-за высоких транспортных расходов и возросшей в разы в 2012 году стоимости давальческой переработки в Беларуси.

"Однако если учесть, что фактически монопольное положение на этом рынке занимают структуры "Белнефтехима", здесь следует ожидать жесткой конкуренции", – считает эксперт.

Он не исключил, что конкурентная борьба может проявляться и в ценовой сфере. "Белнефтехим" устанавливает отпускные оптовые и розничные цены только для своих субъектов, товаропроводящих сетей и АЗС, однако сегодня по факту АЗС "Лукойла" или других небелорусских операторов работают по таким же ценам. Если конкуренция усилится, ситуация может измениться", – говорит специалист.

Кроме того, в случае усиления конкуренции и роста числа нефтетрейдеров, которые занимаются розничной торговлей, на внутреннем рынке будет происходить увеличение количества АЗС, развитие сопутствующих услуг, внедрение новых видов расчетов и улучшение обслуживания.

Со своей стороны, в ПО "Белоруснефть" отметили, что считают справедливым мнение экспертов об усилении присутствия российских нефтяных компаний на внутреннем рынке. В то же время представитель ПО усомнился в том, что для получения конкурентных преимуществ российские нефтетрейдеры пойдут на серьезное снижение цен. В то же время он не исключил, что "на какой-то недолгий момент демпинг со стороны новых игроков рынка будет возможен".

"Здесь, наверное, уже правительству придется принимать какие-то нормативные решения для того, чтобы не обвалить внутренний рынок. Ведь при демпинге вновь возникнет проблема теневого экспорта и – как ее следствие – дефицит", – сказал представитель "Белоруснефти".

Кто сегодня на рынке?

По данным концерна "Белнефтехим", в 2011 году, несмотря на достаточно сложные условия поставок нефти и экспорта нефтепродуктов, а также на убыточность внутреннего рынка в связи с экономическим кризисом, в стране происходил плавный рост числа нефтетрейдеров. Так, за 3 квартала 2011 года количество операторов, занимающихся в Беларуси оптовой и розничной торговлей нефтепродуктами, выросло на 16,9%.

Помимо белорусских компаний, торговлю нефтепродуктами в республике осуществляют дочерние структуры российских нефтяных компаний: "Лукойл-Белоруссия" (НК "ЛУКОЙЛ"), "Белросальянс", (Группа "Альянс"), "ТНК-БиПи-Запад" (ТНК-ВР), "Татбелнефтепродукт" (Татнефть), "Газпромнефть–Белнефтепродукт" (Газпромнефть), "Славнефтехим" "ИтераБелнафта" (НГК "ИТЕРА") и другие. Лицензии имеют и компании, созданные с участием казахстанского капитала: "БелКазМунайГаз" и "БелАстана".

Также продлены лицензии крупным частным операторам – компаниям с белорусским или совместным капиталом: "Трайпл", "Трайплэнерго", "Белнефтегаз", "Неонафта", "Нефтехимтрейдинг", "Астротрейдинг", "Юнивест-М", "Юнис ойл", "Сырьевые ресурсы-Бел", "Юнайтед Компани", "Интерсервис", "БелТрансОйл".

В связи с этим в концерне "Белнефтехим" отметили, что увеличение численности операторов свидетельствует о сохранении прибыльности внутреннего рынка нефтепродуктов, несмотря на то, что в настоящее время стоимость автомобильного топлива внутри Беларуси значительно ниже по сравнению с соседними странами, в том числе с Россией и Украиной.

По мнению специалистов концерна, в 2012 году число нефтетрейдеров будет только расти, что обусловлено существенным улучшением условий работы в нефтяной отрасли республики.

По данным Белстата, в 2011 году белорусские НПЗ переработали 20 млн. 473,5 тыс. тонн нефти, что на 24,4% больше по сравнению с 2010 годом. Производство автобензинов в республике снизилось на 0,7% до 3 млн. 135,37 тыс. тонн, производство дизельного топлива увеличилось на 26,3% и составило 6 млн. 709,46 тыс. тонн, смазочных масел – сократилось на 2,5% до 127,7 тыс. тонн.

поделиться

Новости по теме

    Бензин и дизтопливо подорожали на 20 процентов

    Розничные цены на нефтепродукты, реализуемые через АЗС, повышаются с 24 мая 2011 года в среднем на 20 процентов. Об этом говорится в сообщении концерна "Белнефтехим". Как поясняют в концерне, повышение цен - вынужденная мера по защите внутреннегоподробности

Новости партнёров