Белорусская "нефтянка" в шоколаде

Дмитрий Заяц, "Белорусские новости"

В белорусской экономике сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, экспортные продажи отечественных товаров растут.

По данным за январь-февраль 2012 года, наш экспорт по сравнению с аналогичным периодом 2011-го увеличился в долларовом выражении на 62,5%. Но на фоне экспортного бума большинство белорусских предприятий выражает недовольство условиями хозяйствования.

Нефтяной рывок Беларуси

Министерство экономики еще в начале текущего года заявляло о том, что положительный эффект от девальвации для белорусских экспортеров исчерпан. Тем не менее, белорусский экспорт демонстрирует рост, положительное сальдо торгового баланса Беларуси увеличивается. За счет чего?

Подробная информация о результатах внешней торговли, которой располагает интернет-газета Naviny.by, свидетельствует о том, что основной вклад в рост экспорта вносит энергетический комплекс Беларуси. В чем это выражается?

Во-первых, в январе-феврале текущего года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом существенно выросли поставки белорусских нефтепродуктов на внешние рынки. Так, автомобильных бензинов за январь-февраль было экспортировано на 412,7 млн. долларов (рост на 93,6%), дизельного топлива — на 857,3 млн. долларов (рост почти в 3 раза).

Белорусская "нефтянка" в шоколаде

Экспорт белорусской нефти и нефтепродуктов (в млн. долл.)

Суммарно, с учетом поставок на внешние рынки всех нефтепродуктов и нефти, по данным МИД, белорусский экспорт в январе-феврале вырос на 1,7 млрд. долларов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Резкий рост экспорта объясняется двумя причинами.

Во-первых, низкими показателями января 2011 года – тогда, напомним, ввиду проблем с поставками российского сырья экспорт белорусских нефтепродуктов сократился. Во-вторых, Беларуси в начале 2011-го приходилось нефть, добываемую на территории страны, поставлять на свои НПЗ, чтобы обеспечивать их сырьем.

В нынешнем же году белорусские НПЗ полностью обеспечены углеводородным сырьем и поэтому экспортные продажи нефтепродуктов (по сравнению с началом 2011-го) резко возросли. Кроме того, добываемую на своей территории нефть Беларусь и в январе, и в феврале этого года экспортировала, что также способствовало увеличению экспорта. В итоге доля энергетических товаров в общем объеме белорусского экспорта существенно увеличилась — с 25,8% в январе-феврале 2011 года до 38,8% в январе-феврале 2012-го.

Росту экспорта также способствовало увеличение поставок на внешний рынок смазочных материалов, шин, грузовых автомобилей, продукции сельхозмашиностроения. За счет перечисленных товарных позиций экспортные продажи увеличились примерно на 400 миллионов долларов.

Таким образом, локомотивами белорусского экспорта в текущем году являются нефть и нефтепродукты, а также продукция, которая прямо или косвенно связана с машиностроением. Что же касается других секторов экономики, то там, судя данным Нацбанка, картина не столь радужная.

Остальные недовольны

Более половины предприятий (52,6%), опрошенных в феврале Нацбанком, назвали экономическую конъюнктуру неблагоприятной. Такого высокого процента предприятий, неудовлетворенных условиями хозяйственной деятельности, не наблюдалось даже в прошлом году, когда в стране был валютный кризис.

Доля предприятий, называвших экономическую конъюнктуру неблагоприятной (в %)

Белорусская "нефтянка" в шоколаде

Источник: данные мониторинга Нацбанка

Показательно, что ухудшение экономической конъюнктуры почувствовали в феврале представители практически всех секторов экономики. Так, в промышленности доля предприятий, которые жаловались на неблагоприятные условия хозяйствования, выросла с 37,6% в январе до 51,8% в феврале, в строительстве — с 52,6% до 66,1%, в торговле — с 28,2% до 39,8%, на транспорте — с 42,9% до 57,8%.

Это недовольство объяснимо. В феврале по сравнению с январем многие субъекты хозяйствования ощутили снижение спроса на свою продукцию (услуги) как на внутреннем, так и на внешних рынках. На такой фактор указали 40,2% участников опроса (против 28,5% в январе).

Как следствие, белорусские предприятия пошли на сокращение объемов производства. О снижении выпуска продукции в феврале заявили 42,9% (в январе — 27,7%) опрошенных Нацбанком предприятий (всего в опросе приняли участие около 2000 субъектов хозяйствования). Соответственно, сократились и объемы реализации. Снижение реализации продукции в феврале констатировали 40,2% опрошенных Нацбанком предприятий (в январе — 24,5%).

Наконец, еще один интересный факт. На фоне роста дебиторской задолженности, увеличения просроченной кредиторской задолженности закономерно обострилась проблема дефицита оборотных средств.

В промышленности доля предприятий с недостаточной обеспеченностью оборотными средствами составила в феврале 53,6% (в январе — 51,6%), в строительстве — 70% (против 66,6% — в январе), на транспорте — 70,5% (в январе — 60,2 %), в торговле — 49,2% (против 47,2% — в январе).

В общем, причин для недовольства у белорусских предприятий предостаточно. Корни его, судя по оценкам самих предприятий, связаны с падением спроса как на внутреннем, так и на внешних рынках.

К счастью для Беларуси, нефтяной бизнес эта ситуация не затронула. Спрос на белорусские нефтепродукты и на нефть, которую экспортирует наша страна, остается высоким в Европе. Что и позволяет наращивать экспорт, даже если в других секторах белорусской экономики наблюдаются минорные настроения.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров