Какие госпрограммы разоряют госбюджет

Андрей Сакович, "Завтра твоей страны"

Глобальные государственные программы не раз назывались одной из главных причин финансового кризиса 2011 года в Беларуси. Сократить их количество и урезать финансирование настойчиво рекомендуют белорусским властям международные финансовые организации, политики и экономисты.

Какой смысл в программах, ставших инструментом для дележки бюджетных средств, которые тратятся впустую, выясняет "Завтра твоей страны".

Планировал, но не угадал ни разу

— Государство "проваливается" в планировании деятельности, — ставит диагноз Антон Болточко, эксперт "Либерального клуба" . — Так происходит, в том числе и потому, что когда государственные структуры занимаются планированием, они распоряжаются временем, деньгами и собственностью других людей, не несут личных издержек и у них мало стимулов сделать все правильно.

Белорусские власти, по мнению эксперта, выбирают довольно странный подход при определении целей планирования. Самая известная цель — достижение средней зарплаты на уровне 500 долларов. В первый раз ее удалось достигнуть только на пару месяцев, потом случился финансовый кризис, и зарплаты в долларовом эквиваленте рухнули в среднем до 300 долларов. Кризис еще не успел закончиться, как руководство страны опять ставит такую же цель, вновь рискуя финансовой стабильностью.

Среди других ранее поставленных и невыполненных целей — прирост ВВП на 10% (сейчас – на 5,5%), курс доллара в 3 тыс. белорусских рублей (сейчас официально даже не прогнозируется).

— Как видим, постоянно ставятся нереальные на текущий момент цели, — подчеркивает Антон Болточко. — Они не достигаются, но вновь ставятся.

Как подсчитал эксперт, за минувшую пятилетку чиновники угадали только два спрогнозированных показателя — экспорт и строительство жилья.

Показатель ВВП угадать не удавалось ни разу. То же относится к рентабельности продаж в промышленности и сельском хозяйстве, объему инновационной продукции, инвестициям в основной капитал, сальдо внешней торговли, реальным денежным доходам населения.

— Еще более важны показатели денежно-кредитной политики и прогнозы в этой сфере, - отмечает Антон Болточко. — Здесь тоже по большинству параметров цифры подогнать не сумели.

Эксперт убежден: недовыполнение и перевыполнение прогнозов одинаково опасно для экономики. Ведь все программы, которые основаны на неверных прогнозах, не будут работать. Даже профицит бюджета, как бы его не превозносили, — это тоже плохо.

— Бюджет надо выполнять "в ноль", — считает эксперт.

Количество госпрограмм и дотаций растет

В 2003 году в Беларуси было 22 госпрограммы. В 2008 году — уже 47. В 2010 году — 67. В кризисном 2011 году госпрограмм стало на одну меньше . Зато в 2012 году их количество достигло 79. И это, как отмечает эксперт, только те программы, которые финансируются из республиканского бюджета. Есть еще и региональные, есть и подпрограммы.

С каждым годом растет и финансирование.

Какие госпрограммы разоряют госбюджет

Можно, конечно, объяснить такой рост денежных вливаний инфляцией, девальвацией и другими причинами. Но эксперты "Либерального клуба" подсчитали эти суммы еще и в процентах от бюджета.

Какие госпрограммы разоряют госбюджет

Очевидно, что даже после кризисного 2008 года никто и не думал сокращать объем финансирования. Его планируют уменьшить только в нынешнем году.

Отраслевые программы не будут работать

Руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико считает, что в Беларуси речь идет не просто о государственных программах, а о канонах экономической жизни. Методы программирования развития применяет весь цивилизованный мир. Просто делают это по-другому.

По словам эксперта, идея разработки в Беларуси национальных производственных программ впервые была выдвинута в 1994 году, вскоре после президентских выборов, причем инициатива исходила от некоторых российских политиков. Была сделана попытка перенять опыт Японии и Южной Кореи, которые давно уже определяли приоритетные направления, куда можно вкладывать деньги.

В то время такими приоритетами для страны могли стать микроэлектроника, жилищное строительство, переработка сельхозпродукции (в том числе из польского, литовского и украинского сырья).

— Уже тогда мы поняли, что отраслевые программы не будут работать. Вкладывать деньги в целую отрасль — неправильно. Слишком большие ресурсы, слишком большое их распыление, — констатирует Леонид Заико. — Деньги вкладывать нужно точечно.

В Беларуси работает лоббистская конкуренция

Вместо нормального развития, живых идей и свободной конкуренции, в Беларуси «пошла работать лоббистская конкуренция», считает эксперт. Именно на этом во многом основаны все государственные программы.

— Негативное отношение к программам возникает именно тогда, когда их много, когда они чисто лоббистские, когда перераспределяются огромные ресурсы, — отмечает Леонид Заико. — Они становятся методом обмана общественности.

Именно лоббисты каждый год вновь и вновь проталкивают госпрограммы, именно они инициируют новые. Преодолеть этот лоббизм очень сложно. Он держится не только на представителях госпредприятий и крупного бизнеса. Госпрограммы лоббируют чиновники и ученые, ведь только на их разработке, по словам эксперта, они могут заработать в среднем по 2-3 тыс. долларов в месяц дополнительно к зарплате.

Госпрограммы приведут к новым девальвациям

Председатель Республиканского общественного объединения "Белорусская научно-промышленная ассоциация" Александр Швец выделяет два основных направления, которые тянут деньги из бюджета, — сельское хозяйство и строительство.

— Как только перестанут давать деньги (а они могут быть только эмиссионные), строительный комплекс развалится окончательно, — прогнозирует Александр Швец. — Люди сбегут, и мы потеряем мощности, без которых страна не сможет развиваться. Стройкомплексу нужны деньги, а других, кроме эмиссионных, нет. А эмиссия раскручивает проблемы в денежно-кредитной сфере. И сколько ни принимай решений по развитию, несомненно, нужного и полезного стройкомплекса, на старых принципах финансирования регулярно будут повторяться девальвационные проблемы.

В сельском хозяйстве тоже не все однозначно. Все достижения отрасли даются высокой ценой. Учитывая соотношение рентабельности с вложенным капиталом, то с экономической точки зрения — большой вопрос, стоит ли им вообще заниматься, считает эксперт. Однако если добавить национально-культурные факторы, необходимость сохранения деревни и развития малых городов, учитывая то, что без периферии вообще может не остаться белорусской самобытности, то деньги в село надо вкладывать.

Что делать?

Эксперты "Либерального клуба" считают необходимым провести аудит госпрограмм, закрыть те из них, которые уже не актуальны , либо не выполняются. Это позволит освободить бюджетные средства и направить их, скажем, на социальные реформы.

Что касается оставшихся и будущих программ, нужно определить четкие критерии и сроки их выполнения. Было бы целесообразно назначить лиц, индивидуально ответственных за их выполнение и жестко наказывать за провал.

Государство не должно устраивать гонки за показателями. Это особенно касается ВВП.

Еще одной мерой по сдерживанию разбазаривания государственных средств на разного рода программы эксперты считают приватизацию.

Как отметил Леонид Заико, первой и последней должна стать государственная программа «Национальный интеллект». И если получится ее реализовать, то все остальное само по себе будет решено.

поделиться

Новости по теме

    Мясникович будет давить на Ермакову

    Сейчас уже риск потери большей доли своих вкладов будет выше, чем выгода, которую можно получить. Инфляция, рост цен и постепенное снижение рубля по отношению к доллару – все это будет подрывать доверие белорусов к хранению накопленных средств вподробности

Новости партнёров