Сможет ли КамАЗ взять под контроль МАЗ?

Александр Заяц, TUT.BY

Оценки активов Минского автозавода (МАЗ), проведенные правительством Беларуси в лице государственного "Института недвижимости и оценки" и международным аудитором Ernst&Young, в долларовом эквиваленте практически совпали и составили $1 млрд.

На пути продажи пакета акций ОАО "МАЗ" остался лишь один барьер: вариант консолидации минского завода с российским КамАЗом.

Стоит напомнить, что изначально Беларусь оценивала МАЗ в 2,5 млрд долларов. В России не стеснялись иронизировать по этому поводу, потому что минский завод выходил на более чем 0,5 млрд долларов дороже более масштабного КамАЗа, который к тому же оценивали по МСФО.

Поэтому летом 2011 года в качестве независимого оценщика, который бы удовлетворил белорусскую и российскую стороны, был выбран аудитор "большой четверки" - компания Ernst&Young. По словам управляющего партнера "Эрнст энд Янг" по Беларуси Павла Лащенко, "сама оценка с построением модели заняла около 3 месяцев, и предварительные результаты мы предоставили уже в ноябре 2011 года. Потом, правда, пришлось принять во внимание ряд уточнений и дополнительной информации со стороны руководства МАЗа и Минпрома Беларуси, чтобы выйти на окончательные результаты оценки, представленные уже в марте 2012 года".

К слову, как раз в ноябре прошлого года прошла информация, что Ernst&Young оценила активы МАЗа в 800 млн долларов, однако правительство Беларуси (100% акций завода принадлежат государству) сочло эти результаты заниженными и потребовало переоценки. Более того, якобы угрожало привлечь другого оценщика. Павел Лащенко утверждает, что никакой повторной оценки не проводилось, и белорусская сторона не объявляла конкурс на привлечение еще одного оценщика. "Был обычный рабочий процесс обсуждения предварительных (черновых) результатов оценки, без каких-либо комментариев с нашей стороны третьим лицам", - говорит он. Источник, знакомый с ходом переговоров, напоминает, что еще одной заинтересованной стороной в оценке МАЗа была Группа ГАЗ, которая как раз и настаивала на привлечении другого оценщика. Однако, в конце концов, ГАЗ отказался от сделки с МАЗом.

Международному оценщику пришлось столкнуться с некоторыми трудностями в ходе оценки. "Мы работали с прогнозными данными вплоть до 2020 года на основе полученной финансовой информации в формате управленческой отчетности. Это не была отчетность по МСФО, и она не проходила международный аудит. Денежные потоки было необходимо переводить в российские рубли, по прогнозному курсу, чтобы обеспечить сопоставимость с оценкой КамАЗа, - пояснил Павел Лащенко. - Стоит добавить, что оценка проводилась по состоянию на 30 июня 2011 года, когда в стране наблюдался валютный кризис и присутствовала множественность обменных курсов. Нужно было сделать ряд предположений, включая изменение цен по модельному ряду МАЗа, динамику кредитного рейтинга страны, от которого зависит применяемая ставка дисконтирования".

По словам Лащенко, "результаты оценки были представлены в российских рублях. Сопоставимый долларовый эквивалент 12 апреля публично озвучил первый вице-премьер Владимир Семашко". "Мы вышли на оценку КамАЗа в 1,68 млрд долларов и МАЗа в 1,095 млрд долларов", - сказал тогда Семашко.

По его словам, российская и белорусская стороны "близки к тому, чтобы найти компромиссный вариант" по созданию холдинга "Росбелавто", в который должны быть внесены акции КамАЗа и МАЗа. Он заявил, что "предположительно" в холдинг будут внесены 49% акций КамАЗа, которым владеет российское государство в лице "Ростехнологий", Тутаевский моторный завод и еще два российских предприятия, и 49% акций МАЗа, а также 50% Минского моторного завода и холдинга БАТЭ. "В итоге в предполагаемом холдинге получится где-то 54% акций российской стороны и 46% — белорусской", — сказал господин Семашко. Но, подчеркнул он, доля МАЗа в "Росбелавто" является "предметом обсуждения", поскольку российская сторона настаивает на внесении 51% акций завода.

В феврале прошлого года глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов, как представитель основного акционера КамАЗа, сообщил, что госкорпорация направила властям Беларуси письмо с предложением объединить КамАЗ и МАЗ в одну компанию на условиях, что КамАЗ станет владельцем 100% акций МАЗа, а Беларусь, в свою очередь, получит определенный пакет акций КамАЗа, который, скорее всего, будет меньше блокирующего. Чемезов говорил, что для этого может потребоваться допэмиссия акций КамАЗа.

По мнению аналитика "ВТБ Капитала" Владимира Беспалова, "в рамках этой сделки для российской стороны имеет смысл именно получить контроль над МАЗом, поскольку только в этом случае будут обоснованы инвестиции в предприятие и появится возможность координировать его маркетинговую и сбытовую политику". При этом аналитик отмечает, что все изменения в акционерном капитале КамАЗа, скорее всего, будут согласованы с Daimler, который потенциально может получить контрольный пакет акций завода. Пока, впрочем, обсуждается лишь консолидация Daimler 25% акций КамАЗа — в марте Федеральная антимонопольная служба РФ разрешила ему приобрести 10% плюс 1 акцию завода и довести пакет до блокирующего. Гендиректор КамАЗа Сергей Когогин сообщил "Коммерсанту", что совет директоров Daimler может рассмотреть вопрос об увеличении своей доли в КамАЗе во второй половине мая. Годовое собрание акционеров ОАО "КамАЗ" назначено на 29 июня.

Два источника, знакомые с ходом переговоров, уверяют TUT.BY, что белорусская сторона рассчитывает на скорое решение о создании холдинга МАЗа и КамАЗа, "чтобы иметь возможность конкурировать в рамках ЕЭП с хлынувшим потоком импортной техники. Поэтому сейчас активно ведутся переговоры". "Недавно в Минске побывало руководство КамАЗа. Они обсуждали с руководством Беларуси возможные варианты проведения сделки. Вероятно, свое решение российская сторона озвучит после собрания акционеров", - предположил источник. Напомним, что основными акционерами КамАЗа являются госкорпорация "Ростехнологии" (49,9%), инвесткомпания "Тройка Диалог" (24,53%), Daimler (11%) и Европейский банк реконструкции и развития (4%).

Известно, что Daimler и ЕБРР не против проведения сделки с МАЗом при условии получении КамАЗом контрольного пакета акций. Белорусский вариант вызывает у западных инвесторов определенные сомнения.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров