Автодилеры ждут оживления рынка к осени

Леонид Лосич, "Ежедневник"

Продажи белорусских автодилеров в первом квартале2012 остались на уровне аналогичного периода прошлого года. Впрочем, из списка покупателей практически полностью исчезли физические лица.

Как рассказал "Ежедневнику" председатель Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Михневич, в первом квартале текущего года автомобильными дилерами продано порядка трех тысяч новых автомобилей, что примерно соответствует уровню первого квартала 2011 года. Однако весь рынок уменьшился на величину ввоза физическими лицами новых автомобилей из-за границы в прошлом году.

"Грубо говоря, ситуацию на рынке можно охарактеризовать следующим образом: автодилеры свои продажи удержали даже на фоне удорожания, что является позитивным моментом. Но мы рассчитывали на рост. И если бы не было указа по НДС, то рынок был бы более активным и продавали бы больше", – посетовал Михневич.

При этом практически полностью вымер сегмент покупателей-физлиц. По мнению эксперта, сегодня они скованы своими финансовыми возможностями, отсутствием из-за больших ставок автокредитования, к тому же не прошел еще ценовой шок. Дилеры предполагают, что второй квартал будет стабилизационным, а некоторое оживление можно наблюдать уже сегодня. Рост же рынка ожидаем во втором полугодии, ближе к осени.

"Основные покупатели – юрлица. Единственный сегмент, где активничают физлица, – это сегмент бюджетных седанов, там машины покупает население. Спросом пользуются автомобили типа VW Polo Sedan, Kia Rio, Dacia Logan, Hyundai Accent", – констатировал Михневич.

Несмотря на то что физлица пока что являются очень слабыми покупателями, с ними никто не прекращал работать. Теперь же, наоборот, усиливается ориентированность на клиента. Более того, по мнению председателя БАА, сейчас население находится в стадии накопления денег и скоро этот сегмент должен будет пойти в рост.

"Автосервисы привлекают физлиц акциями, бонусами и т.д. Системы по клиентоориентированности начинают работать у многих. Они касаются продаж не только машин, но и услуг, запасных частей. И я бы не сказал, что все мы опустили руки. Просто понимаем, что граждане сегодня накапливают деньги. Если будет расти зарплата и будет расти рубль, то мы предполагаем, что тенденция к падению спроса со стороны физлиц летом сменится на рост. На фоне ожидаемого введения утилизационного сбора подержанные автомобили начнут дорожать. Это приведет к тому, что рынок подержанных автомобилей опять вырастет, однако ввозить их будет сложнее. Это говорит о том, что на рынке будет постоянно формироваться дефицит подержанной техники в возрасте 2–3 лет. Кто будет поставлять на рынок такие машины? Только те, кто будет в состоянии купить новые. Имея возможность подороже продать свою двух-трехлетку, граждане будут иметь больше возможностей купить новую машину. Этот механизм будет формировать спрос. Рынку некуда деваться, он будет расти", – считает Михневич.

Еще один механизм, который прижился в Беларуси, – это trade-in. По словам Михневича, он сейчас активно развивается и помогает исправлять финансовое положение многим автодилерам.

"Знаю, что импортеры все более и более активно продают подержанную технику, и это очень радует. Это позволяет сегодня автодилерам улучшать свое финансовое положение. Знаю, что есть дилеры, которые продают бэушки почти до 50% продаж новых. Это очень хорошо, если продается 30 новых машин, а с ними еще и 15 подержанных", – заключил председатель БАА.

Российский импорт

Михневич не склонен считать, что импорт автомобилей из России станет существенным. В связи с отменой льгот по НДС в России некоторые модели можно купить несколько дешевле, чем у нас, однако это вопрос времени.

"На данный момент все импортеры ведут переговоры с производителями о снижении цен и гармонизации их с соседними рынками. Переговоры еще не закончены, но мы предполагаем, что в течение года эта разница будет устранена. Работая и живя в ЕЭП, естественно, покупатели мигрируют из одного рынка в другой. Мы считаем, что некий процент ввоза из РФ присутствует, но он не является неким бичом для дилеров. Для государства это плохо: из страны вывозится валюта в объемах розничных цен. Хотя если бы оно создало условия для белорусских импортеров, то мы бы, наоборот, привлекали сюда российских покупателей", – считает Михневич.

При этом он отмечает, что производители проявляют понимание в переговорах с нашими дилерами. А различные летние предложения, акции и скидки – это прямой результат этих переговоров.

При этом белорусские дилеры не ожидают конкуренции со стороны игроков российского рынка, а потому многочисленные сообщения о серьезном росте импорта из страны-соседки преувеличены.

"Большой конкуренции не ощущается. Активность физлиц минимальна. Юрлицам сложно покупать там машины из-за НДС: автодилеры России, как правило, не идут на усложненную процедуру возврата НДС. Кроме того, им запрещено продавать автомобили в другие страны. Миграция покупателей возможна только среди физлиц, но наши физлица в достаточно тяжелой ситуации. Зарплата не выросла вслед за ростом цен. Тем более что бюджетные машины у нас не дороже. Когда ставка рефинансирования опустится и кредиты станут доступными, то это будет еще одним фактором в пользу покупки машины в Беларуси", – уверен Михневич.

Вот где все-таки будет чувствоваться влияние России, так это в структуре предложения. Уже сейчас белорусские дилеры поставляют на рынок иномарки российской сборки. И этот процесс будет продолжаться.

"Бюджетные седаны идут из России: Polo Sedan, KIA Rio, Dacia Logan. Естественно, все, хорошего качества, что производится в России, будет пользоваться и пользуется спросом в Беларуси", – заключил Михневич.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров