Лев Марголин: Большая приватизация началась

"Народная воля"

Об этом говорят все признаки.

Во-первых, необходимость погашения валютных кредитов и, соответственно, потребность в ресурсах, которых неоткуда больше взять.

Во-вторых, отмена приватизационных списков, что позволяет более оперативно решать возникающие вопросы. В-третьих, то тут, то там возникающая информация о ведущихся на эту тему переговорах. Иногда из официальных источников, иногда – слухи.

Вместе с большой приватизацией вновь актуальными становятся вопросы, которые неоднократно поднимала Объединенная гражданская партия, и на которые хотелось бы получить ответ. Первый – как сделать, чтобы приватизация вдохнула новую жизнь в наши предприятия, особенно те из них, которые всегда считались и считаются национальным достоянием. Второй – чему отдать предпочтение: количеству денег, которые можно выручить или будущей перспективе предприятий. Есть и еще вопросы. Как учесть интересы тех, кто когда-то, два десятилетия назад получил приватизационные чеки и хранил их как раз для этого случая? Что делать с новым поколением белорусских граждан, которые чеки не получали, но тоже успели уже поработать на благо Родины? Как учесть интересы будущих поколений, то есть добиться, чтобы средства, вырученные от приватизации, не были проедены уже в нынешнем году.

Вопросы не праздные, ведь продать что-либо можно только один раз, поэтому хотелось бы не наломать дров. В нормальном обществе столь важная проблема была бы предметом исследования десятков научных коллективов. Активное участие в обсуждении приняли бы профсоюзы и организации гражданского общества, да и просто граждане страны. В наших условиях все будет решать власть, т.е. практически неизвестно кто и неизвестно из каких соображений. Хотя, почему неизвестно? Лукашенко обозначил приоритет: кто больше даст денег.

На самом деле наполовину приватизация у нас уже прошла. Ввиду невозможности приватизировать основной капитал и не желая работать за одну зарплату, руководство большинства предприятий потихоньку приватизировало капитал оборотный. Делается это просто. Под разными предлогами закупка сырья и реализация продукции производится через систему посредников, которые дают возможность руководителям иметь кое-что плюс к зарплате. Особенно характерно это было для периода 1995-2005 годы, но достаточно популярно и сейчас. Нельзя сказать, что власть ничего не знает об этом и совсем ничего с этим не делает. Как известно, по удельному весу руководителей предприятий среди обитателей мест лишения свободы мы впереди планеты всей. Но в условиях, когда главное, что требуется от директорского корпуса, есть беспрекословное послушание и идеологическая зрелость, сажать всех как-то не с руки. Не повезло самым нахальным, тем, кто не делился или просто тем, кто попал под раздачу.

Так или иначе, на значительном количестве белорусских предприятий собственных оборотных средств либо нет вообще, либо их количество недостаточно даже для простого воспроизводства. Такие предприятия будут просто распроданы по дешевке, тут уж ничего не поделаешь.

Но речь сейчас идет не о них. Нужно думать о тех предприятиях, которые представляют интерес для инвесторов. И здесь ситуация неоднозначна. Если во всем, что касается предприятий нефтяной и газовой отраслей без участия российского капитала, по-видимому, не обойтись (поставщик сырья), то в машиностроении, химической промышленности, легкой и пищевой промышленности все не так просто.

По крупным предприятиям, где число работающих превышает 500, а может быть даже 200 человек, необходима разработка индивидуального плана приватизации. Должен учитываться технический и технологический уровень, перспективы интеграции в европейские, региональные, а по крупнейшим предприятиям и в мировые производственно-сбытовые системы. Неплохо было бы привлечь к этой работе консалтинговые фирмы, имеющие опыт предпродажной подготовки предприятий.

Более мелкие предприятия, а также те из крупных, которые по экспертной оценке не имеют перспектив вписаться в систему мирового или, по меньшей мере, межрегионального разделения труда, подлежат продаже с аукциона. Вопрос предоставления каких-то преимуществ белорусским инвесторам спорный. Ведь если иностранный покупатель может предложить за объект большую сумму, он все равно найдет способ купить. Только выгоду от этого получит уже не государство. Устанавливать какие-то ограничения на последующую продажу приватизированных предприятий – это значит заранее обрекать их на застой. Тогда нет смысла огород городить.

Еще более важная задача – обеспечение народного характера приватизации. Нужно, чтобы в результате простые люди не чувствовали себя обделенными. Эта задача распадается на две части. Нужно обеспечить защиту интересов работников приватизируемого предприятия, рост их заинтересованности в результатах работы предприятия. Не менее важно учесть и интересы всех граждан, народа в целом. Если решить обе эти задачи, то становится не так важно, кто станет собственником предприятия: отечественный бизнес или иностранцы.

Первая часть задачи может быть решена не за счет бесплатной или льготной продажи акций работникам предприятия, а за счет предоставления так называемых опционов. Этот метод пользуется большой популярностью в развитых странах, так как позволяет повысить мотивацию работников. Варианты бывают разные, но в нашей ситуации необходимо зарезервировать часть акций приватизируемого предприятия для продажи работникам по фиксированной цене. При этом право на приобретение этих акций работники получают не сразу, а по прошествии какого-то периода (вариант: при выходе на пенсию). Чем выше будет рыночная стоимость акций к этому моменту, тем больший доход получит работник.

Вторая часть задачи может быть решена также достаточно просто. В нашей стране о переходе к накопительной пенсионной системе даже еще и не говорят. А когда заговорят, то пройдет еще пару десятилетий, пока на пенсию начнут выходить те, кто смог что-то накопить. Следовательно, еще очень долго благополучие пожилых людей будет зависеть от финансовой устойчивости нашего Пенсионного фонда (ФСЗН). И если не принять мер, то пенсионеры периодически будут переживать потрясения, подобные тому, что было в прошлом году. Чтобы этого не случилось, предлагается при приватизации высоколиквидных предприятий от 15 до 25% акций передавать в собственность Пенсионного фонда. Кроме того, необходимо 50% денежных поступлений от продажи предприятий зачислять на счета Пенсионного фонда, но не для текущего потребления, а для приобретения активов, которые будут приносить доход и тем самым придадут устойчивость, а, возможно, и рост пенсионным выплатам.

Наша партия, конечно же, не обладает патентом на истину в последней инстанции. Но вопросы приватизации волнуют без преувеличения всех и каждого, поэтому и решать их нужно с учетом всех возможных предложений. Это должна понимать нынешняя власть, это должно заботить гражданское общество. Будущее закладывается сегодня.

Лев Марголин, экономист, заместитель председателя Объединенной гражданской партии

поделиться

Новости по теме

    Марголин: Беларусь ждет масштабная приватизация

    Оказавшись перед выбором – сосредоточиться на поиске стратегического инвестора, который может обеспечить дальнейшее развитие крупных предприятий, или получить от их продажи быстрые деньги для спасения бюджета – белорусские власти предпочлиподробности

Новости партнёров