Правительство хочет вернуть под свой контроль обувной холдинг "Луч"

Татьяна Маненок, "Белорусы и рынок"

Концерн "Беллегпром" продолжает работу по созданию обувного холдинга на базе СООО "Белвест" (с конца 2002 года это белорусско-российское предприятие) и намерен включить в него минское обувное ОАО "Луч". А для этого "Луч" должен был передать концерну 25% акций.

Инициатива "Беллегпрома" изначально выглядела сомнительно. Дело в том, что госдоля в акционерном капитале ОАО "Луч" мизерная. Выкупить же нужный пакет акций на свой баланс у миноритарных акционеров для последующей передачи концерну "Луч" тоже не может.

Прежде всего, как отмечают в акционерном обществе, для этого нужны ресурсы, которых у "Луча" нет. А с другой стороны, зачем "Лучу" делать такие "подарки"? Кроме того, по решению Комитета госконтроля уже более полугода на движение акций ОАО установлен мораторий.

Так что "рекомендация" концерна о "передаче" в холдинг 25% акций выглядела неким советским атавизмом. В лучшем случае с акционерами "Луча" можно было говорить о выкупе концерном акций. Но там ответили, что у него денег нет, предложив продать пакет по минимальной цене "Белвесту".

Наконец, совсем непонятно: зачем понадобилось только что созданный обувной холдинг включать в состав еще одного холдинга?

Комментируя ситуацию, председатель концерна "Беллегпром" Геннадий Вырко заявил в феврале БЕЛТА, что холдинг создается с целью увеличения объемов производства обуви в стране: до 29 млн пар в год к 2016 году, то есть в 2,5 раза к уровню 2010 года.

С помощью холдинга правительство намерено расширить рынки сбыта, а также ассортимент обуви. Кроме того, как отметил Г. Вырко, важная задача - обеспечение положительного сальдо внешней торговли по обуви.

В принципе, желание концерна понять можно. Емкость белорусского обувного рынка - около 30 млн пар в год, российского рынка - 450-500 млн пар. "Мы с Россией производим около 40 млн пар", - отметил Г.Вырко, обратив внимание на имеющийся огромный потенциал.

Таким образом, правительство, преследуя благие цели, по сути, начало кампанию по созданию в Беларуси холдингов. Первый вице-премьер РБ Владимир Семашко, выступая 22 июня перед депутатами, прямо сказал, что в стране формируется холдинговая модель организации бизнеса. "Создание холдингов позволит уйти от административного начала в управлении, сконцентрировать усилия государственных органов управления на выработке и проведении государственной промышленной политики", - отметил В. Семашко.

Между тем несколько лет назад правительство заявило о принципиально иной стратегии развития отечественной промышленности с целью повышения ее эффективности: о реструктуризации крупных предприятий.

Обувное предприятие "Луч" с благословения руководства страны в свое время провело реструктуризацию и уже создало на базе объединения холдинг. В сложнейшей экономической ситуации, в которой объединение оказалось в 1995-1996 годах, "Луч" в числе первопроходцев осознанно пошел на реструктуризацию, что позволило в то время не только сохранить обувное производство, но и сделать качественный рывок вперед.

В результате реструктуризации было создано 5 обувных предприятий с привлечением иностранного капитала: "Отико" - немецкого капитала, "Ле Гранд" - ирландского (теперь английского), "Рейлит" - греческого, "Чевляр" - словенского (сейчас здесь российский инвестор), ООО "Сивельга" - российского капитала.

Можно предположить, что предприятия с иностранными инвестициями вряд ли проголосовали бы за решение о безвозмездной передаче акций концерну для последующего создания холдинга на базе "Белвеста".

Вопрос о включении "Луча" в холдинг недавно рассматривался в правительстве. И, по имеющейся информации, первый вице-премьер В. Семашко на одном из совещаний согласился с тем, что "Луч" не стоит включать в обувной холдинг.

Тем не менее точка в этом деле еще не поставлена. По имеющимся данным, сейчас в правительстве обсуждается вопрос о том, как вернуть "Луч" под контроль государства. Каким образом это предполагается сделать, пока неясно. И, самое главное, непонятно: зачем? Как это поможет развитию "Луча" и обувной отрасли в целом?

Справка "БР"

Предприятие "Луч" образовано в 1924 году. В 1990 году стало арендным предприятием, а в 1994 году - акционерным обществом. В состав объединения входят обувные предприятия "Сивельга", "Отико", "Чевляр" и "Рейлит". Доля государства в акционерном капитале "Луча" составляет 0,018%, юридическим лицам принадлежит 26% акций, остальными акциями владеют миноритарные акционеры.

На долю "Луча приходится 17% белорусского рынка производителей обуви. Удельный вес детской обуви в общем объеме составляет около 16%, женской - около 30%, мужской - 55%.

О результатах реструктуризации минского обувного объединения "Луч" и о перспективах его развития корр. еженедельника "Белорусы и рынок" беседует с председателем наблюдательного совета холдинга "Обувь-Луч", председателем Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Георгием БАДЕЕМ.

- Георгий Петрович, правительство, очевидно, недовольно темпами развития "Луча": в советское время каждая десятая пара обуви производилась на минском "Луче", а сейчас объемы заметно снизились.

- Ставить вопрос таким образом нельзя - это, по меньшей мере, профессиональное невежество. В планово-распределительной системе все было в дефиците. Поэтому главным было - произвести. Сейчас важно продать, выдержать конкуренцию, получить прибыль. В советское время львиную долю производимой продукции "Луча" составляла легкая обувь (к примеру, чешки).

Изменились время, стратегия, рынки. Сейчас предприятия "Луча" ориентированы в первую очередь на потребителя. В прошлом году они выпускали 867 моделей и 162 фасона обуви, что соответственно в 2,5 и 1,8 раза больше, чем в 1996 году. При этом объем производства кожаной обуви увеличился (без ИП "ЛеГранд") с 1746 тыс. пар в 1996 году до 1911 тыс. пар в 2011 году, хотя численность работников за этот период снизилась почти наполовину: с 3656 до 1834 человек. Так что производительность труда по выпуску обуви на одного работающего заметно увеличилась - более чем в 2,2 раза.

Это стало возможным прежде всего благодаря проведенной реструктуризации, потому что появилась ответственность всех участников за результаты работы общества.

Хотел бы заметить, что реструктуризация "Луча" проводилась по согласованию с президентом. Это решение было обдуманным и единственно верным в то время. Ведь к началу 1996 года кредиторская задолженность объединения достигла 64,5 млрд рублей. Но уже через 4 года объединению удалось погасить долги и выйти на рентабельную работу всех предприятий "Луча". Только за последние 4 года в развитие предприятий холдинга было вложено 4,5 млн. USD собственных и заемных средств, кроме того, в развитие удалось привлечь ПИИ.

- Изменилась ли структура холдинга за это время?

- В последние годы с долевым участием общества, обувных и других белорусских организаций созданы предприятия, специализирующиеся на выпуске материалов для обувного производства: УП "Химическое производство", ООО "ЛегМет", ООО "Белсолета", а также предприятия инфраструктуры - ООО "Луч-Строй", ЧУП "Луч-энерго", ЧУП "Комбинат общественного питания", ЧУП "ЛучЖилКомплекс" и ЗАО "Торговый дом "Луч-М".

В Беларуси "Луч" развивает собственную торговую сеть через создание магазинов и фирменных секций, а за пределами страны - через представительства, развивая франчайзинг. В 2011 году с капиталом общества в Беларуси работали 32 магазина и 17 фирменных секций. Работает также магазин в Москве. Основные продажи идут на основе партнерских отношений.

Благодаря эффективной работе всего холдинга стоимость компании увеличилась более чем в 25 раз. Если на начало акционирования уставный фонд "Луча" составлял 422,8 тыс. USD, то по данным на начало апреля 2012 года - 10,8 млн. USD.

Именно работа в новых условиях стимулирует менеджмент предприятий более гибко реагировать на вызовы рынка. Например, долгое время "Луч" пытался противостоять неконтролируемому ввозу китайской обуви на отечественный рынок. Но затем руководство поняло, что это бессмысленно, выгоднее кооперироваться - производить обувь вместе, исключив российских посредников. Тем более что рынка комплектующих для обувной промышленности в Беларуси нет, а в Китае он прекрасно развит.

Договоренность о кооперации с китайским предприятием была достигнута в 2008 году. Схема такая: специалисты ОАО "Луч" разрабатывают коллекции обуви, макеты, а китайские партнеры изготавливают образцы и отсылают их на "Луч". После того как их через торговые сети одобрят покупатели, начинается производство обуви в Минске на базе китайских комплектующих. Выбор фурнитуры и кожтовара строго контролируется на соответствие белорусским стандартам. Такая обувь выпускается под маркой Aveneva, запатентованной ОАО "Луч".

Так что в свое время руководство страны приняло мудрое решение об акционировании и реструктуризации имущественного комплекса ПО "Луч". Сейчас это уже холдинг "Обувь-Луч".

- Но сейчас правительство требует, чтобы холдинг увеличил производство: до 3 млн пар в 2015 году и до 6 млн пар в 2018 году. Эту задачу сложно решить?

- Это реальная задача. Другое дело, что пока заметно нарастить объемы холдинг не может. В прошлом году мощности обувных предприятий использовались почти на 85%. Планировать стратегию развития сейчас сложно, что обусловлено планами выноса обувного производства из центра города.

На площади нынешнего "Луча" планируется создать Центр легкой промышленности Беларуси. Поэтому холдингу в ближайшее время нужно решить вопросы строительства нового промышленного комплекса для своих "дочек".

Реализация этой задачи сейчас определяет всю стратегию дальнейшего развития холдинга.

В конце прошлого года "Луч" направил в Миноблисполком проект инвестиционного договора с Республикой Беларусь "Строительство нового промышленного комплекса в зоне промузла Западный". Предполагаемый срок ввода этого объекта в эксплуатацию - 2015 год. Также в Мингорисполком внесен инвестдоговор "Реконструкция имущественного комплекса общества с созданием Центра развития легкой промышленности Республики Беларусь по ул. Тимирязева, 9". Реализовать этот проект планируется к 2018 году.

Реализация данных проектов потребует инвестиций в объеме около 100 млн. USD. В первую очередь деньги нужны для строительства новых корпусов и переноса туда обувного производства - это около 40 млн. USD.

- Как холдинг собирается привлечь эти деньги?

- У нас было четкое понимание, как решить эту задачу. На эти цели планировали привлечь прежде всего ресурсы предприятий холдинга, а также деньги инвесторов и кредиты коммерческих банков.

В составе холдинга за счет целевых отчислений его участников уже формируется централизованный фонд развития. С обувными предприятиями "Отико" и "Сивельга", которые в соответствии с законодательством не вошли в холдинг, заключены договоры безвозмездных займов для финансирования проектных работ по новой площадке.

Еще одним источником финансирования инвестпроектов могла стать дополнительная эмиссия акций общества. Были планы привлечь на эти цели ресурсы инвестора. В связи с этим общество собиралось аккумулировать на свой баланс акции миноритарных акционеров, чтобы затем передать инвестору для реализации инвестпроектов.

Общество смогло выкупить у акционеров 1,4% акций. С ноября прошлого года работа по их покупке приостановлена на основании письма Комитета госконтроля. Установленный мораторий на движение акций "Луча" в результате затормозил переговоры с потенциальными инвесторами.

Нас эта ситуация очень беспокоит, поскольку под сомнение поставлена реализация стратегических инвестпроектов по дальнейшему развитию холдинга "Обувь-Луч", а значит, и всей обувной отрасли страны.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров