"Белорусский тигр" попал в нефтяной капкан

Павел Дядин, www.udf.by

Новый год белорусское и российское руководство встретили уже традиционно в нервных переговорах. На этот раз камнем преткновения стала нефть. Точнее введение Россией 100% пошлины на углеводородное сырье, не предназначенное для белорусских потребителей. Для официального Минска это грозит не только миллиардными потерями во внешней торговле, но и разорением нефтеперерабатывающей промышленности, рентабельность которой в последние годы, даже с учетом государственных дотаций, не превышала 5-7%.

Ежегодно белорусские НПЗ получают более 20 миллионов тонн нефти из России по льготным ценам. При этом потребности самой республики в нефтепродуктах составляют, по разным данным, от 6 до 8 миллионов тонн. Остальная продукция под видом белорусской все эти годы успешно реализовывалась на западных рынках, в первую очередь, в Нидерландах и Великобритании.

По оценке независимых экспертов, путем этой нехитрой операции правительство Беларуси ежегодно получало в бюджет до $3,5 миллиардов. Многие западные аналитики даже стали называть Россию "сырьевым придатком" Беларуси. Такой нефтяной оффшор существовал до 2007 года, когда Владимир Путин вынудил Александра Лукашенко подписать соглашение о разделе пошлин на нефтепродукты, произведенные из российской нефти. Согласно соглашению, в 2007 году Беларуси должно было оставаться 30%, в 2008 — 20%, в 2009 году — 15% доходов.

Однако впоследствии было решено изменить эту формулу и взимать российскую долю белорусской экспортной пошлины на нефтепродукты на границе с Россией. Размер пошлины рассчитывался путем умножения российской пошлины на понижающий коэффициент. Коэффициент представляет собой произведение доли РФ в белорусских экспортных пошлинах (0,85), доли экспортируемой нефти в общем объеме поставленной (примерно 0,7) и соотношения между размером пошлин на нефть и нефтепродукты (0,6). В 2009 году понижающий коэффициент составил 0,356.

Действие данного соглашения истекло 31 декабря 2009 года. Кремль, с учетом создания Таможенного союза России с Беларусью и Казахстаном, предложил официальному Минску на 100% обеспечить потребности республики в углеводородном сырье по внутрироссийским ценам. Всю остальную нефть было предложено поставлять на общих основаниях.

- Беларусь продолжает пользоваться самыми льготными в СНГ, да и в мире, без всякого преувеличения, ценами на энергоносители. Это касается и газа. Самые дешевые тарифы и самые дешевые цены на газ – у Беларуси. И по нефти – пониженные пошлины, которые дают возможность белорусским нефтеперерабатывающим предприятиям быть загруженными полностью и осуществлять достаточно большой объем экспорта, который приносит значительные доходы в твердой валюте в белорусский бюджет,- напомнил российский премьер Владимир Путин 6 октября во время встречи с белорусским коллегой Сергеем Сидорским. На той же встрече правительствам двух стран было поручено подготовить новое соглашение о работе в топливно-энергетической сфере.

В декабре вице-премьер правительства России Игорь Сечин назвал объемы беспошлинной нефти, которую РФ готова поставить на белорусские НПЗ – 8-9 миллионов тонн. Но белорусские власти продолжили торг, требуя распространения льгот на весь объем поставляемой в Беларусь нефти (21,5 миллион тонн).

Переговоры, длившиеся три месяца, закончились провалом. 31 декабря белорусская делегация с демаршем покинула Москву. По прибытии в Беларусь пресс-служба правительства распространила заявление, в котором назвала "беспрецедентным" давление, оказываемое во время переговоров, на членов делегации:

- Следует отметить, что в ходе состоявшихся 30-31 декабря 2009 г. в г. Москве переговоров по условиям поставок нефти из Российской Федерации в Республику Беларусь на членов белорусской делегации, состав и полномочия которой были подтверждены соответствующим постановлением Совета Министров Республики Беларусь, оказывалось беспрецедентное давление, что, по мнению белорусской стороны, является абсолютно необоснованным и недопустимым. Фактически белорусской стороне было предложено нарушить базовый договор о создании единой таможенной территории и формированию Таможенного союза, который был подписан главами трех государств – Беларуси, России и Казахстана. Уход от этих договоренностей и выведение целого энергетического сектора Беларуси за пределы подписанных договоров по созданию Таможенного союза во многом подорвали бы все достигнутые договоренности по дальнейшей интеграции наших государств, - отмечалось в сообщении правительства.

Одновременно официальные СМИ начали бомбардировать медиапространство комментариями экспертов-международников. Суть их сводится к одному – Россия нарушает ранее достигнутые договоренности:

- Если стать на сторону России о том, что соглашение от 12 января 2007 года по поставкам нефти не действует, то возникает вопрос, на основании чего может взиматься вывозная пошлина, - заявил в интервью БЕЛТА доктор юридических наук, профессор Валерий Тихиня.

Независимые эксперты с этим не согласны:

- Россия ведет себя согласно подписанным договоренностям. Раз не подписан новый договор о разделе пошлины на нефть, то ничто не препятствует введению пошлины. Белорусская сторона считает, что в связи с тем, что с 2010 года вступает в силу договор о создании Таможенного союза, никаких пошлин на нефть не должно быть. Позиции несовместимы и вопрос в том, кто уступит в этом конфликте, - сказал в интервью www.udf.by руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.

Эксперт отметил, что если бы в 2009 году Беларусь уплачивала таможенную пошлину на нефть в полном объеме, то казана не досчиталась бы $5,6 миллиарда, что составляет 11% ВВП.

- В то же время доходы от экспорта нефтепродуктов составили порядка $5,6 миллиарда. Не трудно подсчитать, что при переходе на 100% оплату нефтяной пошлины белорусская нефтянка становится банкротом, - резюмировал эксперт.

В этой ситуации, считает Я.Романчук, у президента Лукашенко не много вариантов: либо согласиться на продажу НПЗ и нефтехимических предприятий, либо признаться в том, что макроэкономические показатели 2010 года будут провалены. И в предвыборный год Беларусь вступает не "сильной и процветающей", а страной в предбанкротном состоянии, со множеством нерешенных экономических проблем.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров