В Минпроме Беларуси знают, где взять $80 миллиардов

interfax.by

В министерстве промышленности Беларуси уверены в возможности изыскания финансовых ресурсов на реализацию программы развития промышленного комплекса республики на период до 2020 года, в то время как профильные эксперты предвидят сложности в привлечении инвестиций.

Предприятия себя "прокормят"?

"В Беларуси утверждена программа развития промышленного комплекса на период до 2020 года. Общая сумма расходов на реализацию мероприятий программы составит порядка $83-90 млрд, при этом предполагается, что почти 37% от этой суммы составят средства предприятий", - сообщил агентству "Интерфакс-Запад" представитель Минпрома.

Он заметил, что за счет иностранных инвестиций планируется обеспечить порядка 35% необходимого финансирования, на долю кредитных ресурсов придется еще 24,5%.

"Источники наполнения программы достаточно хорошо просчитаны. За счет реформ в управленческой сфере, вхождения в транснациональные корпорации, продажи госсобственности и создания совместных предприятий удастся обеспечить приток инвестиций. Возможность привлечения банковских кредитов и способность предприятий обеспечивать их обслуживание и погашение также просчитаны", - сказал собеседник агентства.

По его словам, "основной вопрос - смогут ли предприятия в достаточной степени заниматься капиталовложениями".

"Предполагается, что за счет роста производительности труда, повышения качества выпускаемой продукции и освоения новых рынков сбыта предприятия смогут решить такие вопросы, как пополнение оборотного капитала, рост прибыли и валютной выручки. Все это позволит им активно заниматься инвестициями", - считают в Минпроме.

Со своей стороны в Минэкономики Беларуси обратили внимание, что источниками собственных средств предприятий должны стать амортизационные отчисления и чистая прибыль за вычетом фонда потребления.

"Дополнительным источником станут дальнейшее совершенствование налоговой системы, в том числе механизмов взимания основных налогов, а также оптимизация тарифов на топливно-энергетические ресурсы, концентрация ресурсов в рамках создаваемых холдингов", - заметили в министерстве.

"Способствовать привлечению иностранных инвестиций в планируемом объеме будут структурные и институциональные преобразования в промышленности: увеличение доли инновационных высокотехнологичных производств в общем объеме производства до 15% в 2020 году, приватизация предприятий и реформирование крупных имущественных комплексов, формирование государственно- частного партнерства в энергетике, объектах, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых", - заметили в Минэкономики.

Инвестиционные фонды

В то же время в Минпроме считают, что решению вопроса капиталовложений будет способствовать такой источник наполнения программы, как инвестиционные фонды.

"Согласно последним нормативным актам, все предприятия, вне зависимости от формы собственности, будут принимать участие в формировании инвестиционных фондов, отчисляя туда в обязательном порядке 10% от налога на прибыль. В Минпроме уверены, что этот инвестиционный источник, эта форма будет работать", - сказал представитель ведомства. Он добавил, что распоряжаться средствами отраслевых инновационных фондов будут облисполкомы и министерства и ведомства по отраслевой подчиненности.

В настоящее время в Беларуси существуют инновационные фонды, в формировании которых участвуют предприятия ведомственной подчиненности - то есть почти весь госсектор и определенная часть частных предприятий. Отчисления в инновационные фонды производятся в размере 1% от себестоимости продукции, поэтому фактически в фондах сосредоточены существенные денежные активы.

С 1 января 2013 года этот порядок изменяется. При этом, согласно указу президента N357 от 7 августа, в формировании инвестфондов предприятия могут участвовать на добровольной основе, эта норма носит рекомендательный характер. Таким образом, белорусские власти заранее оградили себя от возможных претензий как со стороны партнеров по ЕЭП, так и со стороны МВФ, АКФ ЕврАзЭС, Всемирного банка и стратегических иностранных инвесторов: все эти структуры не поощряют чрезмерное влияние государства на бизнес и промышленность.

Указом также оговаривается, что величина отчислений в инвестфонды может достигать 25% налога на прибыль. Критерии, по которым определяется величина выплат, в указе отсутствуют.

Отчисления в ФНР - где критерии?

Между тем, отличную от мнения большинства министерств и ведомств Беларуси точку зрения по поводу повышения инвестиционной привлекательности белорусских предприятий высказал председатель концерна "Белнефтехим" Игорь Жилин.

Он считает, что в республике следует законодательно определить критерии отнесения организаций к высокорентабельным и установить порядок расчета отчислений в государственный целевой бюджетный фонд национального развития (ФНР) исключительно по итогам отчетного года.

"Действующая практика определения размеров и сроки перечислений средств организациями реального сектора экономики в ФНР вынуждают промышленные организации работать в условиях неопределенности как на средне-, так и долгосрочную перспективу, что отрицательно сказывается на выполнении планов развития организаций", - сказал И.Жилин.

Кроме того, по его мнению, для активизации инвестиционной деятельности и ускорения инновационного развития нефтехимического комплекса, который является энергоемким, необходимо в первую очередь решить вопрос установления конкурентоспособных в ЕЭП тарифов на топливно-энергетические ресурсы.

И.Жилин также убежден, что в Беларуси надо отменить декларирование цен и разрешить предприятиям свободный экспорт собственной продукции.

"Необходимо отменить декларирование цен и предоставить право организациям реализовывать продукцию на любых рынках, исходя из эффективности продаж. В условиях диспаритета внутренних и внешних цен планы по выходу на среднеевропейский уровень производительности труда могут так и остаться планами", - заявил председатель "Белнефтехима.

Он" также убежден, что в Беларуси следует в целях повышения капитализации предприятий отказаться от необоснованной траты средств ради выполнения задания по инвестициям и направить основные усилия на снижение закредитованности организаций.

Кризис еврозоны и экспорт в РФ

Наряду с уже обозначенными "узкими местами" программы профильные эксперты обращают внимание на усугубляющийся кризис в еврозоне и растущие в связи с этим риски европейских банков. Все это влечет удорожание кредитных ресурсов для заемщиков, снижение деловой активности, замораживание уже начатых инвестпроектов или полное свертывание деятельности.

Кроме того, эксперты обращают внимание на сжатие спроса на российском рынке как следствие кризиса еврозоны. Между тем, РФ является основным рынком сбыта белорусской промпродукции.

Снижение белорусского экспорта на российский рынок вызовет, помимо падения валютной выручки для белорусских предприятий, еще и такие проблемы, как рост складских запасов, сокращение оборотного капитала и, следовательно, проблемы с капиталовложениями.

При этом и белорусские, и западные аналитики подчеркивают, что кризис в еврозоне будет носить затяжной характер, его последствия будут ощущаться не один год. На фоне таких процессов начинать масштабные модернизационные процессы в промышленности эксперты считают опасным.

Кроме того, они обращают внимание, что для российского рынка уже сейчас актуальна такая проблема, как переориентация на торговлю со странами ЕС и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Так, по данным ФТС РФ, за I полугодие доля Беларуси в общем товарообороте РФ уменьшилась с 4,7% до 4,5%, а Казахстана - с 2,6% до 2,5%. В то же время доля ЕС увеличилась с 48,8% до 49,3%, а АТЭС - с 23,1% до 23,7%.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров