Какие белорусские холдинги могут стать мировыми лидерами?

Алексей Тополько, "Завтра твоей страны"

Власти Беларуси пробуют отыскать для национальной экономики место на мировом рынке через создание холдингов. В каких нишах у белорусских предприятий есть перспективы, выясняет "Завтра твоей страны".

В Беларуси создано 45 холдингов (20 из них с государственным участием). В текущем году планируется создать еще 12 объединений.

Зачем государству холдинги?

Тактическая цель государства в этом процессе заключается в оптимизации финансовых потоков и управленческой деятельности для повышения конкурентоспособности предприятий.

— В мире побеждает тот, кто имеет многопрофильное производство и большие объемы выпуска продукции. Я вижу большие перспективы в холдинговых структурах, — рекламирует такую политику государства один из инициаторов процесса создания холдингов премьер-министр Михаил Мясникович.

Стратегическая цель государственной политики — привлечение инвесторов для совместного управления бизнесами. Заинтересовать транснациональные корпорации, по замыслам правительственных экспертов, должен тот факт, что белорусские активы находятся в одном кулаке — у государства, а не разбросаны по разным собственникам. Административный ресурс упрощает создание крупных промышленных объединений.

— Сегодня весь мир глобализируется, весь мир работает над тем, чтобы объединять торговый, промышленный и интеллектуальный капитал в единую систему. Но это должны быть не только национальный производители, которые объединяют науку, производства, сервис. Необходимо сюда активно привлекать зарубежные компании и выстраивать с ними транснациональные корпорации, — считает белорусский премьер.

Российский крен

Потенциальными партнерами в реализации стратегического плана белорусских властей выступают прежде всего российские компании. На государственном уровне обсуждается вопрос о создании нескольких совместных государственных или полугосударственных холдингов — грузового, комбайнового, тракторного, логистического. Российское руководство высказывает заинтересованность в таком развитии своих активов, которые планируется передать в совместные с Беларусью холдинги.

В истории белорусско-российских отношений уже есть удачный пример подобной синергии. Это нефтегазовая компания "Славнефть", которая до 2002 года находилась в совместной собственности двух государств.

Российский частный бизнес также готов сотрудничать с Минском в этом направлении в рамках приватизации. Причем, здесь уже есть реальный результат.

Российская Группа ГМС, контролирующая производство и сбыт насосного и нефтегазового оборудования на территории СНГ, включила в свою структуру два белорусских профильных предприятия. В 2007 году она стала одним из акционеров завода "Промбурвод", а в 2011 году приобрела контрольный пакет Бобруйского машиностроительного завода.

В начале 2011 года Группа ГМС провела IPO на Лондонской фондовой бирже, тем самым глобализировав и свой белорусский бизнес.

Западный вектор

В отношении интереса нероссийских транснациональных компаний к белорусским активам эксперты настроены скептически. Для большинства из мировых компаний отстающие с каждым годом в технологическом плане местные производства — не партнерский бизнес, а дорогостоящие и бесперспективные активы.

Интерес западного бизнеса к белорусским активам может появляться только в двух вариантах.

Первый — заполнение локального рынка, в первую очередь в сфере FMCG (товаров повседневного спроса). По этой причине на рынке Беларуси появились и работают такие глобальные бизнесы как "Хайнекен" (пиво), "Danone" (молоко), "Юнилевер" (мороженое).

Второй вариант связан со стремлением инвесторов получить доступ к уникальным в региональном или мировом масштабе ресурсам. В Беларуси их источников не так много, но они есть. Это — калийные удобрения, мел и мергель, лес. В этот перечень можно включить и сельскохозяйственное сырье, которое с каждым годом дорожает.

Клюквенный, льняной и ржаной

Анализ сравнительных данных Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) о долях стран на мировом рынке показывает, что Беларуси следует создавать клюквенный, льняной и ржаной холдинги. Именно по этих продуктам наша страна находится в лидерах мирового производства. Создание льняного холдинга уже стоит на повестке дня. Отметим также рост значения Беларуси в производстве рапса, по объемам производства которого наша страна входит в топ-20 мировых держав с 2009 года.

Место Беларуси в мировом производстве (данные FAO за 2010 год)

Какие белорусские холдинги могут стать мировыми лидерами?

Какие белорусские холдинги могут стать мировыми лидерами?

По объемам производимого молока Беларусь 24-я в мире, по яйцам – на 36-м месте. Хотя если объединить поголовье всех 18 государственных и полугосударственных яичных фабрик, то оно составит свыше 7 млн. несушек. С таким показателем белорусский яичный холдинг может претендовать на вхождение в топ-20 крупнейших яичных компаний в мире. Пример для подражания подают соседи. В топ-10 крупнейших яичных компаний мира, который ранее составляли исключительно американские и мексиканские производители, с недавних пор вошла украинская компания "Авангард".

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров