До конца года МАЗ может уже не работать

"Завтра твоей страны"

В условиях снижения спроса на белорусскую продукцию управленцы продолжают устанавливать предприятиям показатели роста объемов производства. Тем временем независимые экономисты прогнозируют вторую волну падения спроса на продукцию белорусских промышленных гигантов. Эксперты категорично утверждают: уже сегодня в Беларуси можно останавливать практически все производство, поскольку планирование вала ведет к увеличению складских запасов, вымыванию оборотных средств и серьезному ухудшению финансового состояния предприятий.

- Если посмотреть на статистику соотношения складских запасов к месячной продукции, то легкой и химической промышленности, например, в ближайшие два месяца нет смысла работать, - отмечает экономист Сергей Чалый. – В такой ситуации остановка предприятия – это необходимый процесс. Дешевле заплатить людям зарплату за то, чтобы они вообще ничего не делали, чем заставлять их работать на склад с невнятными перспективами продажи произведенного.

Экономист затрудняется предсказать, когда ситуация изменится, поскольку невозможно прогнозировать, когда может возобновиться совокупный спрос во всем мире, и будет ли он таким, каким был раньше.

– Особенно негативная ситуация сложилась у автопроизводителей, - отмечает эксперт "Завтра твоей страны". - Я видел фотографии, на которых готовой продукцией заставлены не только склады предприятий, но и полигоны, где обычно проходят испытания.

Некоторое оживление внешнего спроса: начали расти цены на промышленные металлы, на сырье, например, на нефть – экономист объясняет тем, что "просто сработал механизм пополнения запасов".

- Когда первая волна кризиса из финансовой сферы перекинулась в реальную экономику, то закупки сразу остановились, - отмечает Сергей Чалый. - В производство шли только то сырье и комплектующие, которые были закуплены ранее. К концу января эти запасы исчерпали. То, что сейчас наблюдается - это восстановительный спрос, а совокупного пока нет. Наоборот, я думаю, сейчас будет вторая волна падения спроса, в том числе, и на промежуточные товары.

По словам руководителя Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослава Романчука, сегодня на складах Минского автомобильного завода скопилось продукции на семь месяцев производства.

- По сути, до конца этого года МАЗ уже может не работать, - полагает экономист. – Шансы белорусского автогиганта остаться хотя бы на прежних позициях на российском рынке резко снижаются. Это тот вариант, к которому нужно готовиться всему белорусскому машиностроению и автомобилестроению.

Как отмечает Ярослав Романчук, достаточно сложная ситуация сейчас в белорусской металлургии, калийном производстве, поскольку спрос на эту продукцию падает, а госзаказ – это всего лишь перераспределение бюджетных средств.

- Этих денег предприятиям хватит максимум до конца года. Дальше последует остановка предприятий, - прогнозирует эксперт.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров