Авторынок: и не покупают, и не продают

Игорь Корней, "Радыё Свабода"

Согласно официальным данным, с начала 2012 года импорт легковых автомобилей в Беларусь снизился в 4,5 раза по сравнению с предыдущим годом.

Это касается как новых авто, ввезенных юридическими лицами, так и подержанных, на поставках которых специализируются перегонщики. Всего за январь-сентябрь пригнано около 60 тысяч машин. Во время прошлогоднего ажиотажа, когда Беларусь унифицировала пошлины с Россией и размер растаможки стал сравним со стоимостью подержанного авто, в Беларусь было ввезено более 280 тысяч легковушек.

Эксперт в автомобильной отрасли Алексей Бабайцев говорит, что спад активности на авторынке вполне прогнозируемый. Прежде всего, пополнению автопарка не способствует размер пошлины, который в ряде случаев сделал машину в 2-3 раза дороже, чем до 1 июля 2011 года. Во-вторых, за несколько прошлогодних ажиотажных месяцев машин было ввезено столько, что их придется распродавать еще не один год:

"Такая диспропорция специалистами прогнозировалось заранее, поэтому, в принципе, все в соответствии с логикой. С одной стороны, причиной застоя стал абсолютно лишний ввоз транспортных средств в прошлом году. Можно вспомнить, что по итогам 2011 года ввезено машин в 2,5 раза больше, чем в нормальные годы. Даже если сравнивать статистику с наиболее благоприятным 2008 годом, то в 2011-м был очевидный количественный перебор. С другой стороны, говорить о перспективах на вторичном рынке достаточно сложно, так как понятно, что он базируется на самых разных составляющих. Но самое главное, это тот парк автомобилей, который остался от прошлогоднего ажиотажа. То есть те автомобили, которые владельцы так и не смогли реализовать. Считаю, таким экземпляром еще долго суждено переходить из рук в руки".

О круговороте подержанных автомобилей свидетельствует и ассортимент на специализированных рынках. По наблюдениям минского автолюбителя Сергея Маркелова, который хочет поменять старую "Хонду" на адекватный по стоимости и качеству трехлетний аналог, хотя предложений на той же "Малиновке" и много, но что-то выбрать сложно. По его словам, продавцы не торгуются, потому что не хотят продешевить – со следующего года машины, приобретенные до 1 июля 2011 года, можно будет официально продавать на российском рынке. Поэтому и выходит, что за полтора года авто на продажу так и не подешевели:

"По большому количеству достаточно бюджетных, но при этом слишком дорогих марок автомобилей можно сделать вывод: люди от них избавляются, но не любым способом. Хотя на такие ценники не много кто клюет, они ждут открытия российского рынка. Еще одно наблюдение: поскольку супердорогих машин нет, то их владельцы имеют деньги и продавать свои машины не собираются. А тот, кто хотел бы приобрести авто премиум-класса, но не имеет за что, судя по всему, не хочет дальше удерживать старое авто. Но ни у кого нет желания его осчастливить. Круг, что называется, замкнулся. Также настораживает, что достаточно много битых машин. Они, конечно, восстановлены, но не очень профессионально, так что битые от небитых можно отличить даже без экспертизы".

Со второй половины 2011 года заметную долю автомобильного импорта начали формировать юридические лица, которые занимались поставками новых машин. Однако с марта 2012-го они также демонстрируют существенный спад объемов ввоза. Главная причина – упразднение под давлением России льгот по налогу на добавленную стоимость. Москва в очередной раз позаботилась о своем внутреннем производителе, так как серьезной налоговой льготой стали пользоваться российские покупатели, которые буквально опустошали белорусские автосалоны. Как говорит представитель одной из дилерских компаний Нина Котлярова, если за первое полугодие с учетом одного благоприятного квартала юридическим лицам вместе удалось ввезти чуть более 11 тысяч авто, то во втором на такие показатели выйти сложно:

"Я все время подчеркиваю и повторяю: внутренних инвесторов нужно беречь, ценить. У нас, к сожалению, этого не происходит. Они вросли сюда всеми своими корнями, люди не просто вложили деньги, их фирмы расширяются, расширяются их профильные производства, создаются рабочие места. И если государство действительно заинтересовано в партнерстве с бизнесом, то в таком случае не следует накладывать запрет на профессию, облагая компании все новыми и новыми проблемами. Пусть люди работают. Ведь это один из способов привлечения денег, инвестиций. Ведь увеличение оборотов в каждой конкретной компании способствует становлению всей национальной экономики".

По мнению специалистов, до конца года белорусский автопарк в лучшем случае может пополниться еще на 5-6 тысяч автомобилей, привезенных из-за рубежа, но на общей статистике это отразится несущественно. Таким образом, по этому показателю 2012 год станет одним из самых неудачных не только для потенциальных покупателей, но и для государства – спад активности напрямую резонирует на поступлении в бюджет денег от растаможки. Согласно официальной статистике, в ценовом выражении автомобильный импорт на данный момент составляет 650 миллионов долларов. В предыдущие годы цифры были в разы больше. Простое сравнение: только растаможка приносила бюджету порядка 1 миллиарда долларов.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров