Почему ушел директор "Беловежских сыров"?

Елена Трибулева, "Вечерний Брест"

Российский собственник СОАО "Беловежские сыры" обещает, что смена директора не станет началом больших перемен для успешного предприятия.

В ноябре на совместном белорусско-российском ОАО "Беловежские сыры" сменился директор. Анатолий Мельниченко, возглавлявший предприятие 16 лет, оставил кресло руководителя. В маленьком городе Высокое, где расположен завод, о причинах ухода директора говорят самое разное. Сам же Мельниченко на наш вопрос ответил кратко и от дальнейших комментариев отказался. "Когда у наемного руководителя и основного собственника расходятся взгляды на то, как должна строиться стратегия развития предприятия, надо расставаться", – пояснил он.

Любопытно, что российский собственник СОАО "Беловежские сыры", с которым мы связались по телефону, версию о "разных взглядах на стратегию развития" не поддерживает. "Предприятие сейчас в отличной форме, – заявил владелец и генеральный директор ООО "Синергия" Василий Сушко. – Бренд "Беловежские сыры" – один из самых узнаваемых на российском рынке, и продукция пользуется устойчивым спросом. Нас полностью устраивает, как развивается предприятие, и Анатолий Васильевич Мельниченко как директор нас устраивал полностью. Мы с ним знакомы с 1997 года, и я считал и считаю его одним из самых прогрессивных руководителей в отрасли".

По словам Сушко, три года назад, когда решался вопрос о том, быть ли "Синергии" основным акционером завода, перед Мельниченко было поставлено условие, чтобы он оставался во главе предприятия 5 лет. "И только когда он согласился, мы приняли решение идти на завод. Никаких вопросов к Анатолию Васильевичу у нас нет. Почему он ушел, надо спросить у него", – добавляет Василий Сушко.

ООО "Синергия" приобрело акции СОАО "Беловежские сыры" в 2009 году, купив долю первого российского собственника предприятия – ООО "Молпроминвест". По неподтвержденным данным, сейчас "Синергии" принадлежит около 50 % акций завода (остальные распылены между мелкими акционерами), и это свое приобретение глава компании действительно может считать удачным. В настоящее время предприятие производит более 20 наименований твердых и мягких сыров, плавленые сыры с наполнителями под названием "LarAn" и несколько видов сливочного масла без растительных добавок. Новые виды сыров регулярно берут "золото" на специализированных продовольственных выставках в Минске и Москве.

Может быть, причина смены руководства – в проблемах с реализацией, с которыми предприятие столкнулось в этом году? Все последние годы высоковские сыры успешно продавались и на внутреннем, и на внешнем рынках – на экспорт в Россию, Казахстан, Азербайджан и другие страны СНГ уходит около 80 % продукции завода. В 2010 году СОАО "Беловежские сыры" нарастило экспорт до 14 млн $, увеличив его на 19 % по сравнению с предыдущим годом. Удачным был и 2011 год, когда для всех молочников сложилась выгодная рыночная конъюнктура, позволившая зарабатывать на сбыте продукции за российские рубли в условиях валютного кризиса в стране.

Нынешний год выдался сложнее – складские запасы готовой продукции завода так возросли, что ему для хранения своих сыров пришлось арендовать площади нового плодохранилища у ОАО "Макарово-агро". Но и в этом российский владелец предприятия не видит повода для волнений.

"Причина в большей степени не в "Беловежских сырах", а в кризисе российского рынка, на который мы ориентированы, – поясняет Василий Сушко. – Производители подняли цены на свою продукцию, потому что выросли цены на сырье, и потребители "переключились" на другие продукты, поскольку для нашего потребителя сыр не является продуктом первой необходимости. Сейчас ситуация меняется, и белорусские производители окажутся на российском рынке в более выигрышном положении, чем, к примеру, наши соседи украинцы, имидж которых был значительно подорван из-за растительных добавок".

По словам Сушко, предприятие целенаправленно пошло на увеличение складских запасов, чтобы уйти от реализации сыров по бросовым ценам. "Но уже сейчас мы продаем больше месячного объема производства. А изучение тенденций на рынке позволяет предположить, что в ближайшее время может даже образоваться дефицит сыров, т. к. все крупные дистрибуторы в России знают "Беловежские сыры" и становятся в очередь за нашей продукцией", – добавляет он.

Российский собственник соглашается, что "для поддержания хорошей формы" "Беловежских сыров" в предприятие надо продолжать инвестировать. К примеру, постоянным партнерам в России очень интересен мягкий рассольный сыр фета, выпуск которого завод наладил чуть более года назад, а рынок Азербайджана требует большого количества феты в металлических банках емкостью по 4,5 и 7,5 кг.

"Есть планы по установке линии по производству сыров маскарпоне, "Филадельфия", – делится Василий Сушко. – Это бутербродные сыры, которые идут для ресторанного бизнеса. Это серьезная и дорогостоящая линия, и мы прислушались к мнению наших постоянных партнеров в России, которые сказали: если будет такое же качество, как у вашей феты, то весь объем этих сыров будем забирать. Так что вопрос по установке этой линии будет решаться в ближайшее время".

Обязанности директора "Беловежских сыров" исполняет сейчас Александр Иванович Половой, работавший до этого главным инженером, и именно его наблюдательный совет СОАО видит новым главой предприятия. На завод Александр Половой пришел почти в одно время с Мельниченко, то есть 16 лет назад, и по всему чувствуется, что уход предшественника переживает довольно болезненно. Никаких оценок по понятным причинам давать не хочет, как и другие сотрудники предприятия. Но наверняка все они задаются вопросом, каких перемен ждать им еще.

– Да никаких больших перемен не будет, – обещает российский собственник. – Вы же видите, что ни одного человека никуда не сместили, не сократили и не собираемся этого делать.

Верят ли этому на самих "Беловежских сырах", где трудятся более 280 человек?

поделиться

Новости по теме

    "Молочная война": новый виток не за горами

    "Союзмолоко" предлагает: закрепить квоты поставок белорусской молочной продукции; предусмотреть санкции за их нарушение; еженедельно устанавливать индикативные цены; продавать белорусские сухие молочные продукты, твердые сыры, сливочное масло толькоподробности

Новости партнёров