Почему Кремль продолжает кормить Лукашенко?

Сергей Жбанов, "БелГазета"

Решение Совета Антикризисного фонда (АКФ) о выделении Беларуси очередного кредитного транша в сумме $440 млн. заставило наблюдателей задуматься над тем, почему Россия оказывает финансовую помощь республике, не выполняющей условий кредитной программы.

Самый короткий ответ на этот вопрос можно найти в бюллетене банковской статистики N11, где представлен платежный баланс РБ за январь-сентябрь 2012г. В строке 6.3.1 "Привлечение кредитов для финансирования платежного баланса" указана сумма в $440 млн., с помощью которой белорусские власти прикрывают брешь в платежном балансе, сформировавшуюся в объеме $476,1 млн.

Разница в $36,1 млн. покрывается за счет резервных активов. За аналогичный период прошлого года, когда общая сумма дефицита платежного баланса составляла минус $1320,6 млн., его закрывали с помощью кредитов АКФ в сумме $800 млн. и резервных активов в $520,6 млн.

За минувший год положение явно улучшилось. В принципе, Беларусь могла бы самостоятельно сбалансировать свои расходы и доходы за счет средств, имеющихся в золотовалютных резервах. Но начиная с января 2013г. республика входит в период пика долговых платежей, при осуществлении которых объем международных резервов страны может оказаться ниже контрольной величины, определенной в размере двух месяцев импорта.

АКФ, очевидно, решил не усложнять положение заемщика и принял принципиальное решение о выделении кредитного транша, не настаивая на полном соблюдении условий кредитного соглашения.

Зачем создавать братской стране и приоритетному союзнику дополнительные проблемы вроде технического дефолта, которые потом придется преодолевать совместными усилиями Евразийского сообщества?

Это контрпродуктивно, говорят в таких случаях дипломаты. А проблем у внешнего кредитора и без того хватает. Например, с ликвидностью - кредитные ресурсы АКФ сформированы на 90% за счет векселей. В связи с этим потребуется время для погашения векселей, т.е. превращения их в реальную валюту, которая затем будет переведена в Беларусь.

СПРАВКА "БелГазеты". Совокупный вклад государств-участников АКФ равен $8,513 млрд. Эти средства фонда представлены на 90% в виде векселей и остальные 10% - в виде денежных средств. Таким образом, $750 млн. поступило из России; Казахстан внес $100 млн., Беларусь - $1 млн., а Таджикистан, Армения и Киргизия - по $100 тыс.

Россия готова поддерживать стабильность в белорусской экономике, но не более того. Эта позиция российских властей получила подтверждение во время двусторонней встречи президентов в Москве, где обсуждались два ключевых вопроса: выделение Беларуси очередного транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС и баланс поставок нефти на 2013г.

С первым вопросом все ясно - здесь предметом обсуждения могут быть только сроки поступления денег в Беларусь. А вот по объему поставок нефти в следующем году стороны никак не могут договориться.

В будущем году Россия намерена поставить в Беларусь всеми видами транспорта всего лишь 18,5 млн. т, что и подтвердил на прошлой неделе заместитель вице-президента "Транснефти" Игорь Кацап: "Таким образом, будет сокращение по сравнению с текущим годом. Ежеквартальные поставки будут составлять 4,625 млн. тонн".

По его словам, в I квартале объем поставок российской нефти составит 4,6 млн. т. Указанные объемы поставок, равно как и график экспорта российской нефти на I квартал, уже утвержден Минэнергетики РФ, хотя совместный энергобаланс с Беларусью до сих пор не подписан. При этом утвержденный на год баланс учитывает возврат в РФ в течение года 2 млн. т нефтепродуктов, произведенных на белорусских НПЗ.

И это не самый суровый приговор белорусской экономике. "Мы понимаем, что бюджет и прогноз в Беларуси сверстаны исходя из 23 млн. т, и понимаем, что есть сложности", - заявил на пресс-конференции посол РФ в РБ Александр Суриков. Поэтому большую часть из обещанных 18,5 млн. т нефти Россия, по его словам, поставит в I квартале и будет «дальше продолжать разговор». Пока ясно одно: в 2013г. падение темпов развития белорусской экономики продолжится.

Впрочем, это довольно мягкая форма экзекуции за махинации с нефтепродуктами, проворачиваемые Беларусью в первой половине 2012г. Москва, очевидно, не собирается прощать ущерб, нанесенный российскому бюджету в сумме $1,5 млрд., но в то же время не может прямо выставить счет союзному государству, поскольку рискует послать в нокдаун белорусскую экономику, из которого ее придется вытаскивать за счет средств АКФ.

Поэтому российские власти корчатся от обиды, но жестко наказывать союзника, вероломно залезшего в чужой бюджетный карман, не собираются.

Между тем Минск, пытаясь загладить вину, без особых дебатов согласился на внесение дополнений в Таможенный кодекс, законодательно ликвидирующих высокодоходные схемы экспорта инновационных нефтепродуктов.

Отныне различные смеси нефтепродуктов со спиртом, из которых получались "растворители" и "разбавители", смазочные материалы, будут классифицироваться как нефтепродукты и для них будет действовать соответствующая пошлина.

В общем, процесс обсуждения форм компенсации нанесенной обиды рискует затянуться, и это главная причина, по которой до сих пор не согласован российско-белорусский топливно-энергетический баланс.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров