Почему белорусские банки меняют названия


Почему белорусские банки меняют названия

Экономический сектор накрыла волна переименований. За последний месяц три банка получили свои новые названия. "Международный резервный банк" переименован в ОАО "Евроторгинвестбанк", "Кредэксбанк" стал "ИнтерПэйБанком", а "Сомбелбанк" превратился в ЗАО "Идея Банк".

Столь масштабный ребрендинг в банковской сфере, которая, по идее, как в работе, так и в названиях должна демонстрировать высокую стабильность, не может не настораживать. Кроме того, ребрендинг обычно влечет за собой массу затрат, которых в ситуации сохранения старого названия можно было бы избежать. Так почему и зачем переименовываются банки?

Финансовый аналитик Сергей Чалый в комментарии "Товарищ.online" предположил, что такое переименование связано со сменой сферы деятельности банков. "Тем банкам, которые работают с 10–15 корпоративными клиентами, и этим довольны, как-то переименовываться действительно нет смысла. Но если банк начинает работать на публику, предлагать какие-то программы для населения, кредиты, депозиты, то тут можно и нужно избавляться от "груза старого названия". Смена сферы деятельности предполагает и новый имидж, и новый стиль", - считает Чалый.

Это в полном смысле касается, например, Международного резервного банка. В мае 2012 года ООО "Евроторг" (владелец сети магазинов розничной торговли "Евроопт") приобрело контрольный пакет ОАО "Международный резервный банк". В настоящий момент "Евроторг" владеет 96,8% уставного фонда банка. Переименование связано со сменой акционеров и с тем, что в дальнейшем банк планирует привлекать средства физических лиц. Либо в этом году, либо в 2014-м для этого планируется увеличить размер нормативного капитала банка до 25 млн. евро.

Есть и другая причина для переименований, говорит Чалый. "Это банки, которые имеют сомнительную репутацию, и должны избавиться от старого груза накопленных ошибок. Тогда проводится смена названия банка и его ребрендинг. И он предстает перед клиентами и международным сообществом как бы в новом обличье", - говорит эксперт.

Это уже пример действия "Кредэксбанка". Ранее "Кредэксбанк" был обвинен Минфином США в отмывании денег. Минфин США назвал белорусский банк "ключевым центром глобального отмывания денег" и включил его в раздел 311 Патриотического Акта, как учреждение, которое вызывает "первоочередную обеспокоенность по поводу участия в отмывании денег".

"Например, — говорилось в пресс-релизе Минфина США, — согласно информации, полученной правительством США за двухмесячный период 2010 года, "Кредэкс" перевел более 1 млрд. долларов сотням подставных компаний, находящихся в различных юрисдикциях, что составило существенный объем денежных переводов для банка размером "Кредэкса". И хотя клиенты "Кредэкса" за указанный период в основном отправляли деньги со счетов, не было отмечено соответствующего притока денежных средств, которые обычно имеют место при легальной деятельности банка".

В итоге владелец банка - компания Vicpart Holding (Швейцария) сочла за лучшее банк продать. Его купили российские компании ООО "Альянс Ипотека" и ЗАО "Старбанк", и сразу же "Крэдэкс" переименовали.

А вот что касается "Сомбелбанка", то здесь ситуация непонятная. В самом банке говорят, что, что смена названия осуществлена в рамках проводимой банком кампании по ребрендингу, не уточняя, что стало причиной ребрендинга. Следует отметить, что собственник банка не изменился (ЗАО "Сомбелбанк" — банк со 100% иностранным капиталом. Главный акционер банка — Getin International S.a.r.l. (Люксембург).

Однако не исключено, что таким образом банк избавился от частички "бел" в своем названии. Почему-то указание того, что учреждение связано с Беларусью, становится все менее популярно в названиях крупных компаний.

Например, Наблюдательный совет "Беларуськалия" одобрил создание "Союзкалия". На предприятии сообщили, что одобрено учреждение Soyuzkali GmbH (Союзкалий), совместного трейдера с ОАО "Уралкалий". Ранее решение о создании "Беларуськалия" одобрил совет директоров "Уралкалия".

Но дело в том, что "Союзкалий" будет выполнять те же функции, которые выполняла "Белорусская калийная кампания". У обеих этих компаний одни и те же учредители, похожие уставные фонды (по 50% со стороны как Беларуси, так и России) и одинаковая продукция (калийные удобрения). Зачем же было создавать параллельную структуру?

Доктор экономических наук профессор Борис Желиба считает, что создание "Саюзкалия" - это, скорее, имиджевый проект российской стороны. Россиян не устраивало то, что продажа "общих" удобрений проводилась под торговой маркой белорусской кампании. С другой стороны, россияне озаботились и положением концерна "Белнефтехим", который попадает под санкции США. "Создание "Саюзкалия" как бы снимает принадлежность удобрений к Беларуси и "Белнефтехиму", поскольку ничего белорусского в этом названии нет", - говорит Желиба.

Таким образом, санкции США все-таки заставляют шевелиться тех, кто под них подпадает. Да и сама ликвидация в названии компаний части "Бел", означающей принадлежность к Беларуси, весьма показательна. Банки и компании стремятся избавиться от ассоциаций с экономически нестабильной Беларусью.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров