Белорусские НПЗ ждут нелегкие времена


Планы крупнейших российских нефтяных компаний закрепить за собой приоритетное право поставлять нефть в Беларусь могут негативно сказаться на обеспечении сырьем белорусских нефтеперерабатывающих заводов, которые на сегодняшний день работают в условиях неопределенности, считают белорусские участники рынка нефтепереработки и представители профильных ведомств.

"Ситуация с ресурсообеспечением НПЗ сейчас сложная, четкого видения работы НПЗ нет даже в перспективе на апрель. В то же время, на фоне этого, пять крупнейших российских компаний просят президента закрепить за ними монопольное право экспорта нефти в Беларусь", - отметил в беседе с корреспондентом агентства "Интерфакс-Запад" представитель одного из двух белорусских НПЗ.

Монополия как рычаг давления

Участник рынка заметил, что "пока в Минске не вполне понимают, получат ли российские НК приоритет в экспорте нефти по трубе, или же это коснется и железнодорожных поставок тоже".

Собеседник агентства заметил, что Беларусь всегда рассматривала возможность железнодорожных поставок нефти "как некую страховку на случай падения поставок по трубопроводам", несмотря на то, что логистика "колесной" нефти экономически хуже, чем поставки "по трубе".

В данной связи собеседник агентства напомнил, что в 4 квартале 2012 года, когда поставки нефти из РФ по системе АК "Транснефть" существенно сократились, в ноябре, после существенного падения объемов импорта в сентябре-октябре, Беларусь начала активно ввозить нефть по железной дороге. В декабре такие поставки еще более активизировались, поскольку уже тогда в Минске предвидели сложные переговоры по балансу на 2013 год. В частности, тогда в "Транснефти" заявляли о технической возможности поставить в Беларусь в 2013 году не более 14 млн тонн нефти, затем годовой лимит был увеличен до 18 млн тонн, а позднее до 18,5 млн тонн, что значительно ниже желаемых Минском параметров (23 млн тонн).

В январе такая практика была продолжена, при этом в концерне "Белнефтехим" отмечали, что в железнодорожных поставках наблюдается некоторое отставание.

При этом и в 2012 году, и в нынешнем году, железнодорожные поставки нефти в Беларусь осуществлялись преимущественно из ресурсов компаний, не входящих в "большую пятерку". Кроме того, на протяжении декабря 2012 года - января 2013 года Минск вел активные переговоры о возможностях закупок сырья у небольших российских нефтяных компаний.

"Если приоритетное право российским компаниям будет предоставлено, и оно коснется всего импорта, понятно, что это ограничит возможности белорусских НПЗ по работе с российскими контрагентами", - заметил собеседник агентства.

Он также обратил внимание, что за январь-февраль 2013 года поставки нефти из России в Беларусь сократились на 3% по сравнению с тем же периодом 2012 года.

"Завершается первая декада марта, и нет пока никаких перспектив даже относительно возобновления переговоров по ! + -ac. Минэнерго РФ взяло паузу, и фактически это значит, что вопрос будет вынесен на более высокий, чем межведомственный, уровень", - сказал представитель профильного белорусского ведомства.

"Не исключено, что одномоментно могут произойти два события: возобновление переговоров при крайне жесткой позиции российской стороны и предоставление "большой пятерки" приоритетного права экспорта", - предположил он.

В то же время собеседник агентства отметил, что "на сегодняшний день открыто критиковать это стремление к монополии белорусской стороне невыгодно", так как, по мнению белорусских властей, это может осложнить позицию республики на предстоящих переговорах.

"Колесная нефть": тарифы могут упасть

Между тем, белорусские нефтетрейдеры отмечают, что существенным препятствием как для поставок нефти по железной дороге, так и для эффективности экспорта белорусских нефтепродуктов является тарифная политика.

В частности, с 1 января 2013 года, в соответствии с принятым в декабре 2012 года постановлением Минэкономики, в Беларуси тарифы на перевозку нефтепродуктов увеличились в четыре раза. Повышение было произведено в соответствии с международными обязательствами Беларуси по унификации тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом в рамках ЕЭП.

По данным участников рынка, такое повышение тарифов "серьезно пошатнуло экономику "Белоруснефти", МНПЗ и "Нафтана", в связи с чем эти компании обратились в правительство с просьбой снизить для них тарифы на перевозки нефти и нефтепродуктов во внутриреспубликанском сообщении.

"Отчасти этот вопрос касается и перевозок нефти и нефтепродуктов, которые заводы закупают самостоятельно за пределами Беларуси для собственной переработки", - заметил участник рынка. По его словам, "если будет утверждена монополия, то снижение тарифов поможет хоть как-то улучшить экспортную составляющую нефтепереработки". "В условиях общего снижения объема поставок сырья это имеет большое значение", - заметил источник.

Он добавил, что в настоящее время вопрос снижения тарифов рассматривается белорусским правительством.

Кто сегодня на рынке?

По данным российского ГП "ЦДУ ТЭК", в 2012 году наиболее крупными поставщиками нефти в Беларусь выступали Роснефть (5,48 млн тонн), ЛУКОЙЛ (4,5 млн тонн), Сургутнефтегаз (3,7 млн тонн), ТНК-ВР (3,2 млн тонн), а также Славнефть (2,6 млн тонн), которая не входит в "большую пятерку". "Газпром нефть" в 2012 году поставила на НПЗ республики только 876,6 тыс. тонн нефти.

Помимо этих компаний, значительные поставки осуществляла и Татнефть - 618,1 тыс. тонн. Кроме того, по железной дороге ввозили нефть в республику "Роспан Интернешнл" (23,8 тыс. тонн) и "Салым Петролеум ДНВ" (349,6 тыс. тонн), а также некоторые другие небольшие компании.

По данным белорусского правительства, всего в 2012 году белорусские НПЗ переработали 21,7 млн тонн нефти, в том числе 330 тыс. тонн сырья из Венесуэлы.

Как отмечали представители больших российских нефтекомпаний, переработка нефти в Беларуси для них является /`(!k+l-.). В частности, ЛУКОЙЛ зарабатывал на поставках в Беларусь $12-14 на тонне. Прибыльность процессинга на белорусских НПЗ составила для компании $30 на тонну.

Между тем, по данным белорусских НПЗ, в 2012 году ни ОАО "Нафтан", ни Мозырский НПЗ не смогли обеспечить долю давальческой переработки в 50%, как это предусматривалось бизнес- планами, утвержденными в концерне "Белнефтехим".

Справка:

Как сообщалось, на фоне отсутствия согласованного решения по объемам поставки нефти в Беларусь в 2013 году, пять крупнейших российских нефтяных компаний ("Сургутнефтегаз", "Газпром нефть", ТНК-ВР, "Роснефть" и "ЛУКОЙЛ" обратились с письмом к президенту РФ Bладимиру Путину, в котором попросили закрепить за ними приоритетное право экспортировать нефть в Беларусь. АК "Транснефть" поддержала это предложение.

С 2011 года Беларусь беспошлинно импортирует российскую нефть, но перечисляет в российский бюджет экспортные пошлины от продажи в третьи страны полученных из нее нефтепродуктов.

В 2012 году Беларусь импортировала из РФ 21,34 млн тонн нефти (на 11,7% больше, в 2011 году) на $8 млрд 348,3 млн. Сумма перечисленных в бюджет РФ трансфертов за 2012 год выросла на 23,8% по сравнению с 2011 годом, до $3,8 млрд.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров