Белорусские НПЗ обвалили цены на топливо в России


Цены на бензин как на бирже, так и на внебиржевом рынке России в начале марта снижаются, вопреки февральским прогнозам аналитиков.

Причины такого необычного для данного времени года снижения вызваны понижением цен на нефтепродукты в Европе и ростом поставок топлива из Беларуси.

Белорусские производители бензина обеспечили на прошлой неделе более 20% сделок по Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). По данным ИАЦ "Кортес", за 4-7 марта на биржевых базисах, на которых в основном торгуются белорусские бензины (ст. Злынка-Экспорт и ст. Рудня-Экспорт), было продано 12 тыс. тонн Аи-92. При этом бензин в Россию везет не только Белорусская нефтяная компания, но и российские вертикально интегрированные нефтяные компании, которые перерабатывают в Белоруссии нефть по давальческой схеме, пишет "КоммерсантЪ".

По словам источника издания, в понедельник ЛУКОЙЛ в адресном режиме продал "Роснефти" через биржу 5 тыс. тонн Аи-92, произведенного в Беларуси, — сделка прошла по нижней границе рынка. Другой источник утверждает, что благодаря снижению в последние три недели мировых цен на нефть белорусские НПЗ, традиционно работающие на арбитраже между рынками России, Украины, Прибалтики и Польши, могут без потерь для себя снизить цены на поставляемый в РФ бензин еще на 700 руб. на тонну.

В результате на начало марта рынок нефтепродуктов, по крайней мере его биржевой сегмент, оказался рынком покупателя, и сейчас предложение превышает спрос. Рассчитываемый СПбМТСБ индекс биржевых сделок с Аи-92 (хаб Владимир) с начала марта потерял более 2%, составив на 11 марта 30,131 тыс. руб. за тонну. По Аи-95 наблюдается аналогичная динамика.

На внебиржевом рынке, оптовые и мелкооптовые цены на бензины в европейской части страны практически не изменились за две недели, хотя еще месяц назад аналитики предрекали активный рост цен в связи с приближением сезона высокого спроса и профилактическими ремонтами на НПЗ.

"Сезонного увеличения спроса, который мог бы привести к росту цен на бирже и который ожидался с середины февраля, пока не наступило, — признает управляющий директор СПбМТСБ Павел Строков. — При этом нельзя сказать, что мало бензина продается: так, в феврале этого года на бирже было продано 241 тыс. тонн Аи-92, а в феврале 2012 года — только 155 тыс. тонн".

"Белорусские объемы не являются главным фактором, влияющим на ситуацию, но они довлеют над рынком, особенно над продуктом МНПЗ (Москвоского), ЯНОСа и РНПК", — уточнил Строков.

Рост поставок топлива из РБ эксперты списывают на политический фактор: до сих пор не завершены переговоры по объему поставок российской нефти на 2013 год.

"В этой ситуации нет ничего необычного в том, что белорусские заводы демонстрируют добрую волю, увеличивая поставки бензинов на российский рынок. Это касается и российских нефтяных компаний, перерабатывающих нефть в Беларуси — они должны быть готовы к вопросам, которые могут быть заданы по возврату продукта", — отмечает Павел Строков.

Аналитики сходятся во мнении, что столь необычное для этого времени года соотношение спроса и предложения на рынке бензинов не останется неизменным. Сейчас 99% объемов продаж автобензинов на биржевом рынке приходится на производителей топлива, тогда как участники вторичного рынка стараются накопить побольше дешевого ресурса.

"Трейдеры понимают, что эта ситуация низких цен не продлится вечно, поэтому те из них, кто может хранить ресурс, стараются не выставлять свои объемы и продолжают приобретать топливо", — поясняет управляющий директор СПбМТСБ.

Участники не исключают, что рынок может развернуться уже в третьей декаде марта, когда российские НПЗ начнут останавливаться на профилактику.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров