Беларусь заставят продавать бензин в России себе в убыток?

Александр Заяц, TUT.BY

В первом квартале Беларусь существенно нарастила поставки моторного топлива в Россию по сравнению не только с аналогичным периодом 2012 года, но и в целом с минувшим годом, когда было поставлено около 300 тыс. тонн нефтепродуктов.

Однако, полагают эксперты, реализовать обещанные 3,3 млн тонн на приемлемых для себя условиях по итогам года будет довольно проблематично.

Согласно данным Минэнерго России, которые в четверг озвучил директор департамента переработки нефти и газа Михаил Грязнов, Беларусь в январе-феврале поставила в качестве возврата за беспошлинную нефть 200 тыс. тонн нефтепродуктов. Чиновник подчеркнул, что Минэнерго в целом удовлетворено объемом возвратных поставок. "Объемы выставляются регулярно, цены - в рамках правил", - добавил он, сообщает агентство "Прайм".

Согласно данным Белстата в январе Беларусь экспортировала в РФ 75 тыс. т нефтепродуктов. То есть в самый короткий месяц года было поставлено 125 тыс. т. "Если считать грубо, то эти цифры пока далеки от обещанных среднемесячных объемов в 250-300 тыс. тонн. Но надо понимать, что сейчас российские НПЗ уходят на ремонт, есть такое понятие, как сезонность, за счет увеличения поставок в этот период мы можем выйти на необходимый объем в 3,3 млн тонн по году", - утверждает профильный чиновник.

По оценке участников рынка, в марте Беларусь не сбавила оборотов. Аналитики это связывают с двумя факторами. В последнее время в Европе, куда Беларусь традиционно поставляет львиную долю моторного топлива, вслед за нефтью снижались цены на нефтепродукты. Кроме того, в марте, помимо неблагоприятной внешней конъюнктуры, Беларуси надо было пролонгировать контракт на поставки российской нефти на 2013 год, так как на руках имелся лишь договор на первый квартал. Минск таким образом стремился продемонстрировать выполнение обязательств по обратным поставкам нефтепродуктов. И стоит сказать, в принципе, преуспел в этом вопросе. Напомним, по итогам двухдневных переговоров вице-премьеров Аркадия Дворковича и Владимира Семашко объем российских поставок во II квартале будет таким же, как и в I квартале, - 5,75 млн т нефти исходя из ожидаемого белорусской стороной годового объема 23 млн т. При этом Беларусь подтвердила обязательство по возврату в РФ в текущем году 3,3 млн т автобензинов и дизельного топлива.

Директор по развитию бизнеса агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов отказывается комментировать связь между поставками белорусского бензина и проведением переговоров. Кроме того, называет западный рынок, на который ориентирована Беларусь, "волотильным", когда цены прыгают вверх-вниз довольно часто. "Сегодня (21 марта. - TUT.BY) в России мы наблюдали резкий спрос на белорусский ресурс. Согласно данным с Московской и Санкт-Петербургской бирж, ваших нефтепродуктов ушло 11,5 тысячи тонн. Участники рынка уже стали затариваться на апрель ввиду того, что многие российские НПЗ - в первую очередь в приграничном Беларуси Центральном федеральном округе (Рязань, Ярославль и Москва) - уходят на плановый ремонт и выставляют малые объемы на продажу. Сегодня участники рынка прочувствовали, видимо, что ценовое дно достигнуто и стали скупать ваш бензин", - отметил Михаил Турукалов.

В адрес белорусской стороны, особенно в прошлом году, звучало много обвинений по поводу того, что она формально на российский рынок выставляла оговоренный объем нефтепродуктов, но цена завышалась и ресурс не покупался. "В прошлом году белорусы выставляли свои заявки, но все просто улыбались и не покупали. Белорусская нефтяная компания, ориентируясь на западные рынки, просила 35 тысяч российских рублей за тонну АИ-92, тогда как остальные участники рынка торговались на 7 тысяч дешевле", - подтверждает Турукалов. "Сейчас БНК продает мозырский бензин по 28 тысяч, и он пользуется спросом", - добавляет он.

"Беларусь в поставках нефтепродуктов очень жесткий рыночник, каких еще поискать, - говорит не без доли иронии участник нефтяного рынка. - БНК работает на арбитраже между рынками Польши, Прибалтики, Украины, России... Поставляют в те страны, где выгоднее цена". В конце прошлого года под напором РФ Владимир Семашко говорил, что "Беларусь согласна поставлять в Россию высокооктановые бензины, если такие поставки будут хотя бы безубыточными".

Михаил Турукалов прогнозирует, что по итогам года Беларуси вряд ли удастся выполнить план по поставке в РФ 3,3 млн нефтепродуктов по приемлемым для себя ценам. "Спрогнозировать данные вещи довольно сложно. Многое будет зависеть от разных нюансов. Но если отталкиваться, например, от того факта, что с начала года Беларусь через биржу поставила на рынок России около 137,5 тысячи тонн нефтепродуктов и учитывая примерно такой же объем реализованной продукции через внебиржевой рынок, можно предположить, что по году цифра будет в районе 1,5 млн тонн", - полагает он. "Дизель летом вам продать будет очень сложно, потому что его в России производится в 2 раза больше, чем нужно рынку. Беларуси может повезти только в случае холодной зимы, когда людям потребуется арктическая солярка, - отметил эксперт. - В пиковые летние месяцы российские НПЗ на ремонт и профилактику никогда не уходили. Поэтому здесь тоже особых надежд питать не стоит". "Белорусскому топливу нужно надеяться на такие вот открывающиеся "окошки", когда оно может быть востребовано", - резюмировал он. "В отличие от Беларуси в России моторное топливо абсолютно неэкспорный продукт. Из производимых 40 млн тонн 35 тысяч реализуются на внутреннем рынке. Вам очень сложно конкурировать здесь, в первую очередь по цене", - добавил Турукалов. Он говорит, что вопрос по дальнейшему присутствию белорусских нефтепродуктов в первую очередь будет зависеть от экономической составляющей. "Если цена будет оставаться на приемлемом уровне, то поставки будут увеличиваться", - отметил аналитик.

Еще один эксперт, пожелавший остаться неназванным, говорит, что "3,3 млн тонн - это может быть в некотором смысле политическая цифра, чтобы показать российским участникам рынка, что в случае чего придут белорусы". При этом он не верит, что белорусов могут заставить поставлять топливо себе в убыток, как это прогнозируют некоторые участники рынка. Они полагают, что Москва в случае чего может принципиально ставить вопрос ребром: нефть в обмен на нефтепродукты.

Напомним, в прошлом году недовольство российских властей вызвала история с разбавителями и растворителями, а также нежелание белорусских нефтепереработчиков возвращать моторное топливо в Россию. В этом году вопрос обратных поставок нефтепродуктов для России еще более важен, поскольку на фоне работ по модернизации НПЗ и запрета топлива Евро-2 внутренний рынок в период пикового спроса может испытывать нехватку высокооктановых бензинов.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров