Европейский банк развития: В Беларуси возможно повторение кризиса 2011 года

select.by

Такой вывод сделан в обзоре «Макромонитор СНГ, март 2013», опубликованном на сайте Евразийского банка развития. Беларуси в обзоре посвящены два раздела: «Тенденции. Беларусь: сохранение внешнего дисбаланса, высокая инфляция» и «Перспективы. Беларусь: завершение консолидации внешнего баланса».

Тенденции. Беларусь: сохранение внешнего дисбаланса, высокая инфляция

Экономический рост, замедлившийся на фоне кризиса платёжного баланса в 2011 году, оставался низким в течение 2012-го, составив 1,5% по итогам года. Отрасли, ориентированные на сокращающийся внутренний спрос (как потребительский, так и инвестиционный), испытали резкое падение активности: объёмы строительства снизились на 9,8%, торговли — на 6,8%.

На фоне сложной экономической ситуации в мире, негативно влияющей на внешний спрос, на 2,3% снизилось производство в добывающих отраслях. Тем не менее, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, также в значительной степени ориентированные на экспорт, смогли продемонстрировать высокие темпы роста (6,3, 6,0 и 6,2% соответственно).

Инфляция составила 21,8% по итогам года, заметно снизившись по сравнению с 2011-м, когда индекс потребительских цен (ИПЦ) увеличился на 108,7%. Тем не менее, рост цен в стране остаётся высоким. Его темп мало менялся в течение года, составляя от 1,4 до 1,9% в месяц (в среднем 1,7%).

Политика Национального банка поддерживала инфляцию на высоком уровне: после снижения ставки рефинансирования с 45% в начале года до 32% в июне рост кредитной активности ускорился.

Если в I полугодии требования банков к другим секторам экономики росли в среднем на 1,9% в месяц, то во второй половине года их средний месячный рост был равен 3,4%. По итогам 2012-го объем этих требований вырос на 36,7%.

Бюджет центрального правительства был исполнен с нулевым балансом (профицитом в пределах 0,1% от ВВП). Несмотря на то, что сбалансированность бюджета была достигнута в значительной степени благодаря высокой инфляции, относительно благополучное состояние государственных финансов является одним из позитивных элементов общей экономической ситуации в стране.

Между тем платёжный баланс белорусской экономики, успешно консолидировавшийся во II половине 2011-го и I половине 2012-го, вновь значительно ухудшился: профицит счета текущих операций (СТО), составлявший 2,4% от ВВП по итогам января—июня прошлого года, сменился дефицитом в размере 7,7% от ВВП во II полугодии.

Этот показатель лишь ненамного лучше дефицита СТО за 2011-й (9,3% от ВВП). Возвращение внешнего баланса страны к дефициту было связано с действием двух факторов: во-первых, политика стимулирования экономического роста, выразившаяся, в частности, в ускорении роста кредитования во II половине года, способствовала увеличению внутреннего спроса. Во-вторых, в середине года российские власти заметно ужесточили условия торговли нефтью, которыми пользуется Беларусь.

Показатели устойчивости банковской системы ухудшались в течение прошлого года, оставаясь тем не менее выше уровней, наблюдавшихся в период кризиса 2011-го.

Так, отношение активов, взвешенных с учётом риска, к нормативному капиталу составило 22 на конец III квартала, по сравнению с 23 в середине года, 24,7 в его начале и 17 годом ранее. Отношение активов, взвешенных с учётом риска, к основному капиталу в конце III квартала составило 15,5 по сравнению с 16,6 в середине 2012-го, 18,8 в его начале и 11,9 в конце III квартала 2011-го.

Перспективы. Беларусь: завершение консолидации внешнего баланса

Ключевой задачей, стоящей сейчас перед белорусскими властями, является восстановление устойчивости платёжного баланса экономики страны. Согласно прогнозу Министерства экономики, дефицит счета текущих операций Беларуси составит около 5% от ВВП по итогам текущего года. Статистика внешней торговли за январь—февраль 2013-го также указывает на сохранение значительного внешнего дисбаланса.

Ввиду того что страна располагает ограниченными международными резервами — их размер стабилизировался на уровне 8 млрд. USD, или 1,8–2 месяца импорта, начиная с весны 2012-го — этот факт представляет собой угрозу общей экономической стабильности в стране.

Задача снижения инфляции до уровней, более типичных для региона, чем наблюдаемые в Беларуси в настоящий момент, также требует решения в обозримой перспективе и тесно связана с задачей восстановления устойчивости платёжного баланса.

Проведение более жёсткой денежной политики является необходимым условием как снижения инфляции, так и укрепления внешней устойчивости. С другой стороны, контроль над инфляцией будет потерян в случае резких колебаний курса национальной валюты, вызванных нестабильностью платёжного баланса.

Итоги 2012 года — сохранение темпов инфляции стабильно высокими на всем его протяжении — говорят о том, что текущая политика Национального банка является нейтральной по отношению к росту цен.

Прогресс в области борьбы с инфляцией требует ужесточения денежной политики (повышения ставки рефинансирования, сдерживания кредитования экономики банковской системой), несмотря на негативные последствия этой политики для экономического роста в краткосрочной перспективе.

Существование необходимости дополнительных усилий в направлениях укрепления платёжного баланса и борьбы с инфляцией означает, что восстановление внутреннего спроса, сократившегося в 2011 году, продолжает сталкиваться с серьёзными ограничениями.

Таким образом, в течение, как минимум, одного или двух лет, трудно рассчитывать на значительный и устойчивый рост активности в отраслях, ориентированных на обслуживание потребления домохозяйств или инвестиционной деятельности, таких как торговля и строительство. Возможности роста присутствуют в традиционно сильных и конкурентоспособных отраслях, ориентированных на экспорт (химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение, пищевая промышленность), хотя они сильно зависят от того, как будет развиваться экономическая ситуация в странах, являющихся основными торговыми партнерами Беларуси — прежде всего, России и странах еврозоны.

Эксперты международных организаций (Антикризисного Фонда ЕврАзЭС, Всемирного Банка, МВФ) ожидают, что ВВП страны будет расти на 2–4% в год в течение ближайших лет.

Таким образом, экономическая ситуация не является ни чрезмерно неблагоприятной, ни неуправляемой. При условии проведения реалистичной политики правительством и центральным банком республика сможет восстановить стабильность экономики и перейти к устойчивому, хотя и умеренному по темпам росту в перспективе 1–2 лет.

Преждевременные попытки повысить темп роста ВВП до уровней предыдущего десятилетия путём стимулирования экономики могут привести к повторению кризисных явлений, имевших место в 2011 году.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров