Топ-10 провальных топливных проектов правительства


Топ-10 провальных топливных проектов правительства

На каждый более менее успешный белорусский проект в нефте-газовом бизнесе приходятся четыре-пять неудачных. "Завтра твоей страны" составил топ-10 топливных проектов, закончившихся бесславным поражением правительства.

История краха самых крупных проектов

Создание совместной нефтегазовой компании "Славнефть", участие в программе ООН "Нефть в обмен на продовольствие" в Ираке, добыча нефти в Венесуэле, продажа "Белтрансгаза", растворительно-разбавительный бизнес. Эти сделки и схемы, хотя и с оговорками, но можно отнести в актив белорусских властей. Но на каждую из них приходится, по меньшей мере, четыре-пять проектов, в которых правительство понесло серьезные экономические и репутационные убытки.

Топ-10 провальных топливных проектов за последние 12 лет.

1. "Кобрин-Велке Капушаны"

Построить новую магистраль газопровода "Кобрин-Велке Капушаны", пропускная способность которой должна была составить 60 млрд. кубометров газа, планировалось в 2000-2003 году. Это была своеобразная месть Украине за несговорчивость по транзиту российского газа. Для Беларуси реализация проекта позволила бы увеличить транзит на 30 млрд. куб. метров в год.

Кроме "Газпрома" соответствующий меморандум подписали недовольные необязательностью Киева "Газ де Франс", немецкий компании "Рургаз", "Винтерсхалл" и итальянская "Снам". Но украинцы пообещали исправиться, и про газопровод "Кобрин-Велке Капушаны" вскоре забыли.

2. Попытка национализации "Запад-Транснефтепродукта"

В 2002 году Высший хозяйственный суд Беларуси неожиданно отменил регистрацию российского предприятия "Транснефтепродукт". Этому дочернему предприятию "Транснефти" после дележа советского имущества достались несколько нефтепродуктопроводов, перекачивающих бензин и мазут для белорусских потребителей и на экспорт.

Не понятно, на что рассчитывал Минск, фактически дезавуируя Бишкекское соглашение – один из важнейших документов, регулирующих имущественные отношения между бывшими республиками СССР. Спор затянулся на два года, по его итогам право России на нефтепродуктопроводы было полностью восстановлено.

3. Интеграция нефтепроводов "Дружба" и "Адрия"

В 2002 году представители России, Беларуси, Украины, Хорватии, Венгрии и Словакии подписали соглашение об интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия". Его целью был транзит российской нефти по системе бывших советских нефтепроводов в глубоководный хорватский порт Омишаль, а оттуда танкерами в обход закрытого босфорского пролива на мировой рынок.

Беларусь рассчитывала получить значительный рост объемов транзита, но из-за многочисленности участников и, как следствие, различий их интересов, проект не состоялся.

4. Нефтяной тендер в Судане

В 2004 году "Белоруснефть" на пике двусторонних отношений с Суданом попыталась получить доступ к тамошней нефти.

Компания приняла участие в международном тендере по одному из перспективных участков в нефтегазовом блоке №15 на шельфе Красного моря.

В торгах белорусы, не получив бонусы от суданских властей, проиграли конкуренту из Саудовской Аравии.

5. Освоение месторождения Джофеир в Иране

В 2007 году белорусы сделали очередную попытку добычи нефти за рубежом. "Белоруснефть" получила в разработку месторождение Джофеир, подписав с Национальной Иранской нефтяной компанией контрактное соглашение на 500 млн. долларов.

В 2011 году, не объявив о причинах, "Белоруснефть" вышла из проекта. По сообщениям иранских СМИ, причинами стали разногласия сторон, касающиеся методов и технологий ведения работ, а также денежной компенсации иранской стороне за использование Беларусью ее месторождения. По одной из версий, белорусы добывали меньше, чем обязались по контракту.

6. Прокачка ливийской нефти через Латвию

В 2007 году на фоне очередного обострения топливных отношений с Россией возникла идея реверсивного использования трубопровода Сургут–Унеча–Полоцк–Вентспилс для доставки нефти на новополоцкий "Нафтан". В частности, рассматривался вариант закупки сырья в Ливии и поставки в Беларусь не менее 10 млн. тонн нефти.

Дальше идеи дело не пошло.

7. Добыча и переработка горючих сланцев

Этот проект, наверное, еще более авантюрный, чем предыдущий. Но, несмотря на неизвестность инвестора (Polar Stars Group из Люксембурга), которому отдали на откуп месторождение, он просуществовал в течение 2008-2011 годов.

Планировалось, что в Беларуси будут построены рудники и горно-обогатительные комбинаты мощностью по переработке сланцев 5 млн. тонн в год. Кроме того, должны были быть возведены электростанции на 500 МВт и энерготехнологический комплекс по глубокой переработке сланцев, в том числе, в моторное топливо.

Только в 2011 году белорусское правительство приняло решение расторгнуть инвестиционный договор с несостоятельным партнером.

8. Поставки нефти из Венесуэлы

На протяжении 2010-2011 годов, импортируя нефть из Венесуэлы, белорусские власти пытались убедить Москву, что найдена альтернатива российскому сырью.

Идея возникла как реакция на введение Россией экспортных пошлин на нефть. В 2010 года Белорусская нефтяная компания и венесуэльская PDVSA заключили рамочное соглашение на поставку 30 млн. тонн нефти в 2011-2013 годах: по 10 млн. тонн ежегодно. С мая 2010 года были организованы караваны танкеров (по 2-3 в месяц) в Одессу (Украина), Мууге (Эстония) и Клайпеду (Литва), откуда по железной дороге нефть доставлялась на белорусские НПЗ.

В 2011 году в дополнение была организована прокачка нефти в аверсном режиме по нефтепроводу "Одесса-Броды". При этом венесуэльская нефть в рамках трехсторонних договоренностей была заменена азербайджанской. Беларусь гарантировала Украине прокачку в течение 2011-2012 годов по 4 тыс. тонн нефти в год, а в перспективе обещала и 8 млн. тонн.

Но поток практически иссяк уже в 2011 году. Экономическая целесообразность этого проекта изначально выглядела сомнительной. Россия, стремясь втянуть Беларусь в ЕЭП, отменила дискриминационную пошлину, и возобновила поставки нефти на белорусские НПЗ.

Правда, как были урегулированы вопросы по соглашению с венесуэльцами, у которых Беларусь обязывалась покупать определенные объемы нефти, а также с украинцами, которым обещали определенные объемы транзита, неизвестно.

9. Терминал сжиженного природного газа

Этот проект белорусы планировали реализовать в 2010-2011 годах вместе с литовцами. Он должен был стать весомым аргументом в спорах с "Газпромом".

Катарский, нигерийский или другой сжиженный газ, который по видению белорусских чиновников должен был поступать на совместный терминал на Балтике, там бы разжижался и потом по системе газопроводов отправлялся в Беларусь. Однако план провалился, построить терминал не удалось. В результате, пришлось продавать "Белтрансгаз", чтобы получить скидку от "Газпрома".

10. Третий НПЗ

В 2012 году Новполоцкий завод белково-витаминных концентратов был передан как имущественный комплекс частному белорусскому нефтетрейдеру "Интерсервис". Одним из условий сделки с государством стало обязательство «Интерсервиса», который называли одним из участником растворительно-разбавительного бизнеса, построить третий нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в Беларуси. В 2012 году было зарегистрировано ОАО "Новополоцкий НПЗ".

Но с исчезновением растворительно-разбавительной схемы пропал интерес и к третьему НПЗ. Сейчас ОАО "Новополоцкий НПЗ" перепрофилировался на выпуск строительных металлоконструкций.

Подозрительное поручение Путина

Не исключено, что список провальных топпливных проектов пополнит газопровод "Ямал-Европа-2". Напомним, что к строительству второй нитки "Ямал-Европа", от которой отказались из-за запуска Nord Stream и South Stream, "Газпрому" поручил вернуться президент России Владимир Путин. Но и официальный Минск еще несколько лет тому назад выражал заинтересованность в этом проекте. Планируется, что его реализация позволит "Газпрому" увеличить мощности по прокачке газа в направлении Польши, Словакии и Венгрии с нынешних 33 млрд. куб.м. до 48 млрд. куб.м. в год.

Вторая нитка изначально входила в расширенный проект строительства газопровода "Ямал-Европа". Его первая очередь была сдана в 1999 году, на полную мощность он заработал в 2006 году. Что касается второй очереди, то планировалось начать ее строительство в 2001 году, но в 2004 году Москва приняла решение заморозить проект. В конце 2000-х годов начали внедряться альтернативные направления доставки российского газа европейским потребителям Nord Stream и South Stream, которые, казалось, навсегда похоронили планы строительства второй очереди "Ямал-Европы".

Тем неожиданней и подозрительней выглядит его реанимация.

Возникает, множество вопросов, на которые пока не получено ответов.

Первый из них связан с "актуальностью" темы: предложение Путина по второй нитке возникло на фоне очередного витка напряженности отношениях Киева и Москвы, и может быть только одним из традиционных средств давления Кремля на соседей.

Договорится ли Кремль с Брюсселем?

Второй комплекс вопросов нужно адресовать европейским политикам: без одобрения Брюсселя ни Польша, ни другие члены Евросоюза, которых он касается, никогда не одобрят проект. И нужно учитывать, что Брюссель в последние годы активно борется с возрастающим влиянием "Газпрома" в топливном секторе европейской экономики, расценивая поставки газа, в том числе, и как один из инструментов кремлевской политики в Европе.

Третий очевидный вопрос – экономическая эффективность проекта. Построить вторую линию «Ямал-Европа» планируется к 2018-2019 году после запуска South Stream. Транзитные мощности "Газпрома" уже сейчас превышают объемы контрактов на поставки газа до этого периода. Не говоря об экономической целесообразности новой ветки для самого "Газпрома", "Ямал-Европа-2" вряд ли одобрят участники Nord Stream и South Stream, для которых он – конкурент в распределении транзитных потоков.

Четвертый вопрос происходит из того, что доходность продаж российского газа в Европе падает в последние годы. Практически все крупнейшие потребители "Газпрома" за два последних года добились пересмотра условий долгосрочных контрактов в сторону понижения цен. Со своей стороны Евросоюз постоянно поощряет конкуренцию со стороны альтернативных поставщиков трубопроводного газа, также из года в год растут поставки сжиженного газа из Катара, Нигерии. Нельзя не учитывать и планы некоторых европейских государств и компаний в добыче сланцевого газа.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров