Белорусский эксклюзив: высокие чиновники будут управлять предприятиями

Дмитрий Заяц, "Белорусские новости"

Ровно три месяца назад был принят указ, касающийся назначения госпредставителей в органы управления предприятий, и на этой неделе документ вступает в силу.

Согласно ему, представлять интересы государства в хозяйственных обществах смогут высокопоставленные чиновники. Вторая новость – вознаграждение госпредставителей вырастет в разы. Правда, вряд ли все эти новации в законодательстве смогут повысить эффективность госпредприятий.

"Подработка" для госслужащих

Принципиальных вещей в указе №74, который на этой неделе вступает в силу, две.

Во-первых, в перечень лиц, которые могут быть представителями государства в органах управления хозяйственных обществ, включены высокопоставленные чиновники. Согласно указу, госпредставителями могут быть вице-премьеры, руководители республиканских органов госуправления и иных госорганизаций, подчиненных правительству, и их заместители.

К слову, до вступления в силу указа №74 представителями государства в органах управления предприятий могли назначаться работники органов госуправления и организаций, уполномоченных управлять акциями предприятий.

Включение в перечень госпредставителей высокопоставленных чиновников неслучайно. Дело в том, что указ №74, принятый в феврале и вступающий в силу на этой неделе, был подготовлен по итогам октябрьского совещания у президента.

Тогда Александр Лукашенко выразил недоумение тем, кого правительство назначает в качестве госпредставителей, и поручил ситуацию исправить.

«Взглянув на качественный состав таких представителей, убеждаешься, что это не всегда те люди, которые там нужны. Тогда встает вопрос: зачем вы их туда посылали?», — обращался к правительству белорусский лидер.

Теперь кадровый состав госпредставителей будет заметно отличаться от предыдущего наличием высокопоставленных чиновников.

Видно, в связи с этим было решено увеличить размер вознаграждений госпредставителям: он будет в три раза выше прежнего норматива.

Согласно указу №74, при рентабельности предприятия до 10% вознаграждение госпредставителя составит 20 базовых величин в квартал (вместо прежнего норматива 6 базовых величин в квартал). Соответственно, если рентабельность предприятия находится в коридоре от 10 до 15%, чиновник получит за три месяца вознаграждение в размере 25 базовых величин (вместо прежних девяти). Наибольшее вознаграждение ждет тех госпредставителей, которые попадут в банки, — 75 базовых величин вместо прежних 25.

Модель управления, которой нет нигде

Станут ли вознаграждения (от 2 до 7,5 млн. рублей за квартал) серьезным стимулом для чиновников идти работать на предприятия? И где они найдут время для того, чтобы помимо решения бюрократических задач выполнять еще и обязанности управленцев на предприятиях?

В экспертных кругах выражают серьезные сомнения в способности госслужащих выполнять две работы одновременно.

«Чтобы вникнуть в проблемы предприятий, участвовать в работе органов управления субъектов хозяйствования, работать с документами, нужно время. Однако за госслужащими закреплены основные обязанности, они физически не смогут полноценно участвовать в работе предприятий», — полагает управляющий директор департамента инвестиционного банкинга компании EnterInvest Олег Андреев.

К тому же размер вознаграждения вряд ли будет мотивировать чиновников быть госпредставителями. «Размер их вознаграждений радикально отличается от сумм, которые получают в качестве бонусов управляющие частных компаний, а тем более банков», — отмечает руководитель Научного исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.

Эксперты выражают сомнения в том, что назначение высокопоставленных чиновников может заметно повысить эффективность госпредприятий. К слову, по данным за осень 2012 года в собственности государства находились акции 1738 открытых акционерных обществ, однако большинство из них не выплачивали дивиденды.

Стоит также отметить низкие показатели эффективности таких предприятий. В марте этого года на совещании у президента выяснилось, что 60% предприятий с госдолей имеют выручку на одного занятого менее 20 тыс. долларов в год (что ниже среднереспубликанского показателя примерно в два раза). Наконец, около половины белорусских организаций, среди которых немало государственных, работают с невысокой рентабельностью — менее 10%. Все это свидетельствует о том, что институт госпредставителей, действующий в стране, не способствует росту эффективности реального сектора экономики.

Управление предприятиями через госпредставителей – отличительная черта белорусской системы корпоративного управления. «Такая форма корпоративного управления не практикуется нигде – ни в азиатской, ни в скандинавской, ни в американской модели», — утверждает Ярослав Романчук.

Белорусскую модель корпоративного управления экономист не считает эффективной. Эксперт сомневается, что наши чиновники – профессиональные управленцы, поскольку если бы это было так, «они бы ушли с госслужбы и зарабатывали бы в разы больше в корпоративном секторе».

Модель кураторства чиновников над предприятиями противоречит мировой практике, где основную роль играет институт независимых директоров.

«В целях повышения эффективности предприятий нам также стоило идти в этом направлении. Можно начать с организации конкурсного отбора управленцев на госпредприятия. Это позволило бы привлечь квалифицированных специалистов в органы управления хозяйственных обществ», — полагает Олег Андреев.

Однако Беларусь пока движется своим путем, игнорируя мировую практику корпоративного управления. Почему? Потому что в Беларуси госплан. Чтобы выполнять директивные показатели, квалифицированные управленцы не нужны, зато востребованы чиновники, которые доведут до предприятий плановые показатели и проконтролируют их выполнение.

Новости по теме

Новости других СМИ