Экономист: МАЗ может медленно умереть


По итогам первого квартала 2013 года, доля белорусского производителя на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн по сравнению с первым кварталом 2012 года сократилась с 14,3% до 7,4%.

Почему так произошло, и каковы перспективы белорусских производителей, поинтересовался корреспондент ucpb.org у экономиста Льва Марголина.

– Говоря о деятельности завода МАЗ на территории Российской Федерации, которая привела к сокращению почти в два раза доли на российском рынке, нужно иметь ввиду две вещи, – говорит Лев Марголин. – Во-первых, несмотря на то, что рыночные отношения в России на порядок более развиты, чем в Беларуси, нельзя исключать влияния российской власти, которая хотела бы таким образом наказать белорусов за отказ от слияния с КАМАЗом. Но надо иметь ввиду и другой момент. Есть много объективных причин, которые затрудняют деятельность МАЗа на российском рынке. И самое главное это то, что МАЗ очень небольшое предприятие по мировым масштабам. Думаю, не ошибусь , сказав, что это самое маленькое производство большегрузных автомобилей из имеющихся на рынке. А чем меньше предприятие, тем сложнее ему конкурировать с крупными. Если раньше большое значение имел фактор соотношения цена-качество, то сейчас этот фактор все больше невелируется, потому что большинство мировых брендов по производству автомобильной техники открыли или собираются открыть свое производство на территории РФ. Т.е. локализуют производство в России и тем самым уменшают цены на свою продукцию. Учитывая, что в ближайшие пару лет в России будет наращиваться производсто предприятий, которые уже открыли свои заводы (а это Volvo, Renault, Scania) и то, что собираются открыть производства немецкая компания MAN, голландская DAF и даже китайская FAW, то можно предвидеть, что обстановка для МАЗа на российском рынке будет с каждым годом усложняться.

– Есть ли выход из ситации?

– Я бы не взял на себя смелости, утверждать, что объединение с КАМАЗом – самый лучший вариант. Нужно искать свое место в мировом разделении труда. Нужна интеграция с европейскими производителями. Ведь даже они создают альянсы, потому что понимают, что в одиночку выжить на этом очень высококонкурентном рынке сложно. Поэтому вопрос стоит так: либо белорусское предприятие найдет свое место в мировом разделении труда, либо ситуация будет усложняться вплоть до того, что предприятие может просто медленно умереть, как это произошло со многими другими предприятиями.

Новости по теме

    МАЗ теряет российский рынок

    Доля МАЗа на российском рынке сократилась почти в два раза, а лидера рынка — КамАЗа — выросла. Белорусов догнал и другой российский конкурент — автозавод "Урал".подробности

Новости других СМИ