Пока Москва субсидирует, Минск будет неохотно, но продолжать интеграцию


Пока Москва предоставляет субсидии, Минск будет неохотно, но продолжать углубление интеграции с Россией. Такой вывод содержится в документе, подготовленном аналитическим центром FRIDE при участии экспертов Белорусского института стратегических исследований BISS.

"Ежедневник" приводит сублимированную версию данного документа.

Выигрыши Минска

Экономический выигрыш. Российские финансовые субсидии, жизненно важные для командно-административной экономики Беларуси, поступают в форме низких цен на газ, реэкспорта нефтепродуктов, производимых из сырой российской нефти, и привилегированного доступа белорусских товаров на российский рынок.

По имеющимся оценкам, газовые и нефтяные субсидии в 2012 году составили до 15,9 % ВВП Беларуси. В 2013 году Россия предпринимает попытки сократить косвенные субсидии за счет снижения объемов экспорта нефти.

Предыдущее снижение субсидий в 2010 году можно рассматривать как реакцию на нежелание Минска присоединиться к интеграционным планам Кремля. Это свидетельствует о том, что Россия ставит (неписаные) политические условия членам ЕЭП, а также демонстрирует, какое давление может быть оказано на потенциальных членов ЕАС. Посыл Кремля понятен: только дальнейшая интеграция принесет дальнейшие субсидии.

Миграция. Беларусь получает выгоду от мобильности рабочей силы в Россию. Несмотря на то что временная трудовая миграция — оценочно 200-300 тыс. человек в год — создает проблемы для белорусского рынка труда, страдающего от нехватки кадров в таких отраслях, как строительство, транспорт и здравоохранение, это перевешивается выгодами от снятия давления на рынок труда в других секторах экономики, а также малыми тратами на пособия по безработице и выгодами от притока денежных переводов, которые улучшают платежный баланс страны.

Политические рычаги. Президент России Владимир Путин придает проекту евразийской интеграции большое значение. Это предоставляет Беларуси определенный рычаг влияния в отношениях с Россией. Как многолетний стратегический союзник Москвы, Минск время от времени позволяет себе роль «любимого проказника». Чиновники в Минске считают, что они могут рассчитывать на экономическую и политическую помощь России, поскольку крах нынешнего политического режима будет с большой вероятностью означать провал проекта Евразийского союза. Политический рычаг Минска также приобретает ценность в условиях, когда другие предполагаемые партнеры, в первую очередь Украина, либо колеблются, либо вообще не желают присоединяться к Евразийскому союзу.

Проигрыши Минска

Ухудшение торговли и переориентация ПИИ. На сегодняшний день существенный эффект создания торговли между странами Таможенного союза не доказан. Согласно недавнему исследованию, проведенному Центром европейских политических исследований (CEPS), краткосрочный положительный эффект создания торговли между членами ЕЭП сомнителен. И Беларусь, и Казахстан интенсивно торгуют с Россией, в то время как их взаимная торговля и инвестиционное сотрудничество остаются весьма ограниченными. Торговля с Казахстаном составляет всего 1% от общего объема внешней торговли Беларуси.

Торговые отношения между Россией и Беларусью нередко имеют довольно напряженный характер. Уже с момента запуска ЕЭП имел место ряд небольших, не получивших широкой огласки в СМИ торговых войн, особенно по вопросам машиностроения и молочной продукции. Различные компании из стран-членов ЕЭП, пытаясь защитить свои экономические интересы, обращаются за помощью к национальным органам регулирования. В условиях подобного противостояния более крупный и влиятельный партнер (Россия), как правило, находится в более сильной позиции.

Обязательства России в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) по сути стали неотъемлемой частью законодательства ЕЭП. Для белорусского внутреннего рынка членство России в ВТО в наибольшей степени скажется на возросшей конкуренции белорусским производителям грузовых автомобилей, тракторов, фармацевтических препаратов, рыбопродуктов и электротоваров.

Евразийская интеграция, в сочетании с вступлением России в ВТО, также ставит под угрозу способность Беларуси по привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из других стран, кроме России. В последние пять лет, российские ПИИ в Беларусь увеличились более чем на 1000% и эта тенденция, вероятно, продолжится. Членство в ВТО создает дополнительные преимущества для России в конкуренции за ПИИ, вдобавок к лучшему бизнес-климату и относительно более предсказуемому институту прав собственности и более стабильным экономическим институтам.

Критическая энергетическая зависимость от России. Дешевый российский газ, большие объемы сырой нефти, предназначенной для переработки и реэкспорта в страны ЕС, в сочетании с решением 2009 года о строительстве атомной электростанции с экономической и технологической помощью Москвы, обрекают Беларусь на полную энергетическую зависимость от России. Сохранение доступа Беларуси к дешевым российским энергоресурсам является жизненно важным для обеспечения макроэкономической устойчивости.

В то время как российский газ является сырьем для белорусской промышленности и используется для отопления жилищного фонда, нефтепродукты являются основной категорией белорусского экспорта в ЕС (30-35 % от общего объема экспорта) и обеспечивают значительную часть ВВП.

Уязвимость Беларуси усугубляется уменьшением зависимости России от транзитного потенциала Беларуси для транспортировки нефти в ЕС по трубопроводу «Дружба» после запуска в 2012 году нефтяного терминала БТС-2 в Санкт-Петербурге.

Выводы

Беларусь согласилась присоединиться к евразийскому интеграционному проекту только после того, как Россия дала понять, что в противном случае не будет обеспечивать существенную финансовую поддержку. До тех пор, пока Москва предоставляет субсидии, Минск будет неохотно, но продолжать углубление интеграции. Данный процесс отражается в белорусских опросах общественного мнения. По данным недавнего исследования, опубликованного Белорусским институтом стратегических исследований, более 70% белорусов считают более тесную интеграцию с Россией приемлемой при условии, что это поспособствовало бы улучшению экономической ситуации в стране.

Беларусь ориентируется на краткосрочные финансовые выгоды и политическое балансирование на грани, используя лазейки в законодательстве интеграционных структур. Она будет предпринимать все большие усилия, чтобы сохранить контроль над важными секторами экономики, особенно если Россия сможет сдерживать направленную на извлечение ренты политику Минска.

Страны Центральной Европы и Балтии для достижения своей европейской мечты были готовы заплатить высокую цену болезненных реформ. Беларусь же настроена получать от евразийской интеграции только дивиденды.

Новости по теме

Новости других СМИ