Эксперт: Модернизация - зачем? Что мы хотим получить в ее результате?


В Беларуси усилена ответственность руководителей государственных предприятий за невыполнение "плана модернизации".

Это предусмотрено соответствующим постановлением Совета министров. Согласно документу, невыполнение руководителем мероприятий комплексной модернизации или срыв сроков их исполнения будет квалифицироваться как "грубое нарушение трудовых обязанностей".

Возможно ли провести модернизацию административно-командными методами? Что вообще белорусские власти понимают под этим понятием?

На эти вопросы "Радыё Свабода" отвечает экономист Михаил Залесский.

- Может ли сочетаться модернизация и наказание руководителей предприятий за «невыполнение плана»? Другими словами, возможно ли провести модернизацию административно-командными методами?

- Есть даже такое устойчивое выражение - "авторитарная модернизация". Но здесь, как мне кажется, пытаются из оглобли дугу сделать. Ведь даже авторитарная модернизация предполагает наличие желания субъектов модернизации, которое реализуется какими-то жесткими средствами. А здесь нет субъектов модернизации. Это же не Сингапур, и эти руководители сами ничего не предпринимают. Они придерживаются только своего интереса. Какая модернизация им нужна?

- В истории случалось, когда какие-то рыночные вещи проводились жесткими шагами власти. Те же азиатские драконы, та же Маргарет Тэтчер, которая принудительно осуществляла приватизацию. Похоже, в Беларуси не совсем такой вариант?

- У нас просто неопределенность. Тот же Лукашенко сказал: давайте не будем ничего принудительно делать - ни приватизировать, ни менять. Для модернизации нужна решимость двигаться к цели. Но эту цель надо иметь. У нас никто цели не назвал. Модернизация - зачем? Что мы хотим получить в ее результате?

- В объяснениях представителей власти выглядит, что главная цель модернизации - техническое переоснащение, замена станков на более современные. Достаточно ли этого для настоящей модернизации?

- Мне вспоминается анекдот времен перестройки - "раньше мы работали "тяяп-ляяп". А теперь ускорение, и мы работаем быстро: "тяп-ляп-тяп-ляп".

Сегодня нужно в первую очередь иметь рынки сбыта. На них показывать высокое качество и низкую цену для потребителя. Тогда продукция будет конкурентоспособна. Надо разобраться, с кем и чем мы будем конкурировать. А мы продолжаем советское "наступление широким фронтом".

Новости по теме

Новости других СМИ