Белорусские холодильники и телевизоры в Москве можно купить почти в два раза дешевле

"СБ.Беларусь сегодня"

Экономические парадоксы в ценовом выражении"

В Послании народу и Парламенту президент призвал директоров и отраслевых чиновников не "плакаться" по поводу снижения цен, а работать в духе требований времени — снижать издержки, повышать эффективность производства. Очевидно, что тема цен остро волнует общество. Особенно сейчас.

В кризисные времена покупатель становится экономным. Остерегается лезть в кредиты, список покупок сокращает до необходимого, придирчиво изучает ценники. В рыночной экономике производитель и продавец реагируют так: максимально урезают издержки и снижают цены. Понимая, что денег на руках у населения стало меньше, промышленность и торговля борются за падающий спрос с помощью масштабных акций и скидок. Взять, например, рынок бытовой техники соседней Польши. В отличие от продуктов питания микроволновая печь, утюг или фен — это не товары первой необходимости. Но как не купить и то, и другое, и третье, когда в варшавском Tesco утюг с отпаривателем продается за 22,5 злотого (18.800 белорусских рублей по курсу Нацбанка), фен "Филипс" за 39,9 злотого (33.400 рублей), микроволновая печь за 94,95 злотого (79.500 рублей)?

Почему таких цен нет ни в одном из минских, брестских или гомельских магазинов? Почему те же изделия нашего "Горизонта" стоят в несколько раз дороже? Я задал этот простой вопрос гендиректору завода Юрию Предко. Он предположил: "Возможно, в польских магазинах распродаются остатки продукции компаний–банкротов. Если так, то понятно, почему цены такие низкие".

Что ж, и такой вариант нельзя исключить. Праздник для покупателя за счет финансового краха производителя? Лично мне бы не хотелось, чтобы подобное произошло с "Горизонтом". И за это я как покупатель готов платить соответствующую цену. Но! Все аргументы в пользу высоких цен на нашем рынке рушатся как карточный домик, стоит только изучить, сколько стоит белорусская продукция в стране и за рубежом.

Почувствуйте разницу

Российский интернет–магазин ecity.com является крупным продавцом телевизоров "Горизонт". Посмотрим, какие цены предлагаются покупателям.

Бюджетный телевизор 21A20 продается в пересчете на белорусские рубли всего за 278 тысяч. Теперь заглянем в белорусский магазин shop–horizont.by. Та же модель 21A20 стоит 379 тысяч рублей.

Продолжим сравнения. "Горизонт 21AF22" в Москве можно купить за 310 тысяч белорусских рублей. В Минске в фирменном магазине "Горизонта" этот же телевизор продается в полтора раза дороже — за 460 тысяч.

"Горизонт 21AF42" вам продадут на ecity.ru за 324 тысячи. В минском ЦУМе этот же телевизор стоит 473 тысячи.

"Горизонт 29CF57S" в Москве можно приобрести за 506 тысяч. А в ЦУМе он стоит 938 тысяч рублей. Почти в два раза дороже!

Примеры можно продолжать. Закономерность не изменится.

Похожая ситуация и с техникой "Атланта"». Стиральную машину или холодильник в московском интернет–магазине или гипермаркете можно купить на 100 — 300 тысяч дешевле, чем в минском ЦУМе или частных магазинах бытовой техники.

Популярную модель стиральной машинки "Атлант 50С82" можно приобрести в России (магазин бытовой техники morozilnik.ru) за 689 тысяч рублей. Эта же машинка в ЦУМе стоит 838 тысяч. А в "Умных вещах", обещающих "неприлично короткие цены", 951 тысячу рублей.

Возьмем другую модель — 45У82–000. Цена в Москве: 787 тысяч. В минском ЦУМе: 902 тысячи. В "Умных вещах" — 1 млн. 23 тысячи рублей.

Цены на холодильники отличаются не так существенно, но и здесь можно найти разницу не в пользу белорусского покупателя.

Двухкамерный минский холодильник–морозильник XM5015–000 можно купить в Москве за 1 млн. 402 тысячи рублей. В минском ЦУМе придется заплатить на 127 тысяч больше. Или возьмем новую модель — "Атлант XM6025–034". Цена в Москве — 1 млн. 583 тысячи рублей. В Минске — 1 млн. 790 тысяч.

"Зачем продавать дешевле, если можно продать дороже?"

Как понимать этот экономический парадокс? Почему белорусские покупатели должны платить за свою технику больше, чем потребители в других странах? Думаю, каждый из нас, поддерживая рублем собственного производителя, хотел бы знать ответ на этот вопрос.

Юрий Предко объяснил: "Некорректно сравнивать российский или украинский рынок с нашим. Если говорить о России, то там и такие брэнды, как "Филипс", "Панасоник", "Самсунг", стоят дешевле, чем у нас".

Здесь позволю авторскую ремарку. Действительно, продукция азиатских и западных брэндов в России продается дешевле. Однако причина этой разницы, насколько известно, кроется в очень высоких таможенных пошлинах, которые защищают белорусских производителей на собственном рынке. Не будь этих пошлин, в страну бы хлынул качественный и дешевый импорт. Кому от этого стало бы лучше, не знаю. Но одно можно утверждать наверняка: будь на нашем рынке бытовой техники открытая конкуренция, цены бы очень скоро упали. И в этом смысле меня удивили слова руководителя "Горизонта": "Почему сегодня я должен продавать телевизоры на внутреннем рынке дешевле, если могу продать их дороже?"

Вот так — просто и правдиво...

Генеральный директор завода "Атлант" Виктор Шумило, которому я задал аналогичные вопросы, дал более пространное объяснение: "В чем причина разницы цен? Этот вопрос задевает глубинные механизмы нашей экономики. Я имею в виду налоговую и денежно–кредитную политику".

Действительно, по разным оценкам, наши предприятия отчисляют в бюджет около половины своей выручки, а иногда и больше. Ставки по кредитам у нас значительно выше, чем в Польше, странах Балтии и даже в России. Эти факторы играют не в пользу наших производителей. Но ведь есть, помимо налогов и кредитов, другие составляющие цены. Например, расходы на заработную плату и тарифы на энергоресурсы. В соседней Польше эти величины выше, чем у нас. Но почему–то, например, белорусское предприятие "Красносельскстройматериалы", чтобы удержаться на польском рынке, вынуждено продавать цемент на 10 процентов ниже себестоимости.

Только ли в налогах и высоких процентных ставках причины? Или же отстаем в технологиях, менеджменте, умении правильно определить рыночную нишу? Или дело в просчетах тех, кто долго не разрешал "красносельцам" продавать цемент за рубеж, а теперь, когда рынки оказлись поделенными и гродненцам нет места, приходится "демпинговать"?..

"Ценные" вопросы

Можно долго сравнивать издержки наших и иностранных предприятий, но как ответить на острый, волнующий каждого вопрос: зачем дотировать чужого потребителя, а белорусского заставлять переплачивать? Возьмем цемент. По данным Белстата, в январе — феврале этого года наши предприятия продавали его за рубеж в среднем по 61 доллару за тонну. Я попробовал найти подобную цену в прайс–листе "Красносельскстройматериалы", который предлагается белорусским покупателям. Ничего подобного! Такой низкой цены там нет. К сожалению, Валентин Веретило, гендиректор красносельского завода, крупнейшего в стране по выпуску строительных материалов, не стал обсуждать со мной ценовую политику. Он порекомендовал обратиться к тем, кто курирует строительную отрасль. Что ж, возможно, на волнующие вопросы ответят чиновники. Хотя ясно, что они скажут... Виноватыми в их интерпретации будут "объективные причины"...

Тем не менее: почему экспортные цены на цемент ниже цен внутреннего рынка? И второй вопрос: почему в январе — феврале товар продавался за рубеж по 61 доллару за тонну и одновременно в страну завозился (пусть и в меньших количествах) импортный цемент — по 103 у.е.?

Много вопросов и к другим министерствам и ведомствам. Вернемся к телевизорам. В январе — феврале продавали за рубеж телевизоры, мониторы, проекторы в среднем по 157 долларов за штуку, а ввозили по 212 долларов...

Понятно, что на предприятия сверху "спускаются" планы по экспорту. Поставки за рубеж, даже если они убыточны, позволяют записать в соответствующую отчетную графу нужные цифры и успешно отчитаться «наверх». Но для чего этот парад тщеславия? Если еще быстрее экспорта растет импорт, цены на который выше. И в конечном итоге страдает собственный покупатель, вынужденный постоянно переплачивать и за свои товары, и за иностранные!

Кстати, о недопустимости "кормить" чужих потребителей и компенсировать хронические убытки за счет внутреннего рынка говорил на недавнем совещании по экономическим вопросам президент.

От того, как будет выполнено это требование директоратом и ответственными чиновниками, зависит не только состояние нашего кошелька. Но и во многом, позволю высказать свое личное мнение, будущее экономики.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров