Учредитель "Онеги" рассказал, как в Беларуси можно заработать деньги

Виктория Юдицкая-Майсеенко, "Минский Курьер"

О том, в каких сферах могут сегодня преуспеть начинающие бизнесмены и чего им не хватает для успеха, рассказал учредитель компании "Онега" Сергей Метто.

– Сергей Иванович, помните, как заработали первые деньги?

– Мне тогда было лет 10. Я мечтал о немецком конструкторе и попросил маму купить его. В ответ она предложила заработать самому. В выходные мы отправились в деревню, собрали на поле две сетки гороховых стручков, после чего я продал собранный урожай у магазина. Выручки как раз хватило на конструктор.

По мнению Сергея Метто, выбирая отрасль для ведения бизнеса, выбираешь себе конкурентов.

А вообще мама моя еще та бизнес-вумен! Помню, в 1970-х годах занималась шитьем и вязанием на продажу. И мы с сестрой ей помогали – сматывали нитки, выворачивали панамки… Естественно, вскоре нам это наскучило, но мама нашла, как нас заинтересовать: за каждую вывернутую панамку платила по 5 копеек.

– В детстве мечтали о конструкторе, а о чем сейчас?

– В детском саду думал стать клоуном, в 1-м классе – летчиком, в 5-м – приборостроителем, ведь всерьез увлекся радиотехникой. Сейчас меня привлекает наука о бизнесе, поэтому хотел бы защитить диссертацию в области маркетинга или менеджмента, после чего начать преподавать в университете. А может быть, и институт свой открыть…

– А кто вы по образованию?

– Окончил РТИ, получив профессию инженера-технолога по производству интегральных мик­росхем, то есть чипов. А в итоге занялся производством чипсов.

– И как такая идея вам в голову пришла?

– У нас с товарищем был магазин тканей, товар привозили из российского города Иваново. Как-то на дне рождения моего компаньона его отец, который тогда работал начальником цеха на Минском тракторном заводе, сказал: "Хватит спекулировать! Пора уже открыть свое производство!" Мы тогда клятвенно пообещали сменить род деятельности, но так и не придумали на что. Через 2 месяца родитель поставил нас перед фактом: будете делать чипсы. Он нашел грамотного технолога, который работает у нас до сих пор, а также дал совет, в каком банке лучше взять кредит, где можно купить оборудование.

Первый год чипсы приносили одни убытки, которые покрывали прибылью с продажи тканей. Со временем я понял, что на двух стульях усидеть нельзя, и занялся только производством.

– Откуда пошло название ваших чипсов?

– Поначалу они назывались "Смак", но оказалось, это название запатентовано Петербургской телевизионной студией на всей территории СНГ, и мы были вынуждены искать новое имя для нашей продукции. Хотели, чтобы оно было коротким и запоминающимся. Магазинчик по продаже тканей был "Онега". Решили позаимствовать это название. Вообще, Онега – река и город в России.

В свободное время Сергей Метто предпочитает активный отдых: играет в большой теннис, ходит на рыбалку или отправляется на велопрогулку. Каждое утро начинает с пробежки. Увлекается восточной философией, медитацией и дизайном интерьеров.

– Видимо, именно поэтому некоторые до сих пор думают, что это российская продукция… А как обстоят дела с экспортом? Может, в стране-соседке можно найти ваши чипсы с названиями "Неман" или "Сож"?

– Мы пока ориентированы на внутренний рынок, на экспорт уходит не более 4,5 процента продукции. В октябре планируем открыть еще один завод по изготовлению снеков, что позволит увеличить этот показатель. Тем более что в России белорусские продукты пользуются большой популярностью. Причем они будут экспортироваться под другим брендом, который разработало украинское маркетинговое агентство.

– Неужели наши маркетологи не справились бы?

– Нет, просто украинским специалистам со стороны лучше видна ситуация как на белорусском рынке, так и на российском. Да и маркетинг у них на весьма достойном уровне. Взять хотя бы их бренды "Чумак", "Хортиця", "Nemiroff", "Рошен"… Кстати, многие компании предпочитают создавать свои торговые марки за границей.

К слову, разработкой бренда мы занялись за 2 года до начала выпуска продукта. Нам предложили около 20 вариантов, но мы выбрали самый белорусский. По понятным причинам его пока называть не буду.

– Производство чипсов – это не единственный ваш бизнес…

– Кроме него есть кулинарная школа "О еде", небольшое хозяйство "Ягодная долина", где выращиваю голубику, а еще продаю массажные кресла, учредил танцевальный театр "Фричелс".

– ???

– В детстве посещал секцию бальных танцев, посвятил этому занятию 7 лет. Сейчас обе мои дочери увлекаются танцами. А идея заняться торговлей массажными креслами возникла из собственной потребности. Был на выставке в Китае, попробовал на себе это ноу-хау и, вернувшись, захотел купить себе. Однако выбора таких кресел на рынке Беларуси не было, вот и решил заняться их торговлей – уже 6 магазинов по стране.

– Сергей Иванович, в каких, на ваш взгляд, сферах могут сегодня преуспеть начинающие бизнесмены?

– В тех, что связаны с сельским хозяйством и переработкой его продукции, программированием, сферой услуг. Здесь пока низкая конкуренция, поэтому есть куда развиваться. Также можно неплохо преуспеть в сфере нишевого приборостроения, выпуская эксклюзивный продукт, который нужен, но в небольшом количестве. Например, моя компания делает виско­зиметры – приборы для определения вязкости веществ. Вначале собирали их только для себя, потом решили продавать. Вот еще пример: компания "Регула" половину мирового рынка обеспечивает считывателями документов и паспортов. И китайцы здесь не конкуренты – у них ведь все производства масштабные, а тех же считывателей нужно всего тысяч 5 на весь мир.

Вообще здесь много вариантов. Например, у некоторых аллергия на пыльцу. Почему бы не наладить выпуск приборов, измеряющих ее количество в воздухе?

– Теоретики спорят, что лучше: развивать бизнес до максимума, постоянно наращивая обороты, либо же останавливаться на среднем уровне. На ваш взгляд, что больше подходит для нашей страны?

– Экономике нужно все. Но многое зависит от учредителя: готов ли он развиваться, меняться, пробовать. При этом не стоит забывать, что не во всех отрас­лях работает эффект масштаба. Взять, например, флагмана белорусского бизнеса компанию "Санта-Бремор", чья продукция востребована в СНГ, и предпринимателя, у которого несколько киосков на рынке. Первая недавно купила предприятие – крупнейшее российское производство рыбных пресервов. Согласитесь, внушительный шаг в развитии. А как может расширять свое дело второй? Вы встречали где-нибудь сеть из тысячи киосков?

Считаю, в нашей стране весьма благоприятные условия для бизнеса любого уровня – как со стороны законодательства, так и со стороны налогообложения. Рынок ненасыщенный, есть возможность импортозамещения… Бери и делай.

– А чего все-таки не хватает нашим бизнесменам?

– Экономической и бизнес-грамотности. Да и система образования в этом направлении, на мой взгляд, во многом еще советская, мало предметов социальной направленности. Например, в некоторых европейских странах студентам читают курс лекций по умению презентовать свои идеи.

– Вы – член сообщества бизнес-ангелов и венчурных инвесторов "БАВИН". Какие проекты инвестируете? С чем к вам приходят начинающие бизнесмены?

– Прежде всего меня интересуют проекты в сфере биотехнологий, пищевой промышленности и общественного питания, торговли, создания брендов, услуг.

Ко мне обращаются разные люди: кому-то нужны деньги для развития, кому-то – просто совет, а кому-то – и то, и другое. Один из самых успешных проектов бизнес-ангелов за последнее время – создание хостелов в Минске. Причем эту идею презентовала студентка одного из вузов, которой едва исполнился 21 год. Сегодня открывается уже пятый такой хостел.

А как-то ко мне пришли совсем юные ребята, которые занимаются посткроссингом – проектом, созданным для возможности получения открыток со всего мира. Они сами разрабатывают их дизайн, а после распечатывают небольшим тиражом. Им нужен был офис и мощный принтер – на всё про всё они хотели 20 тысяч долларов. Мы долго дискуссировали с ними об экономике, менеджменте, сегментации потребителя… Поначалу думал, они студенты экономического факультета какого-нибудь вуза, но ошибся. Ребята учились в 9-м классе! Вот за такими – будущее белорусского бизнеса.

– Не задумывались, в чем секрет вашего успеха?

– Нужно все время двигаться и развиваться. Бизнес, как велосипед: если останавливаешься – падаешь.

В 1853 году один американский магнат заказал в ресторане порцию жареного картофеля, однако тут же вернул на кухню из-за крупной нарезки. Оскорбленный шеф-повар решил проучить привереду и тончайшие ломтики обжарил до хруста в кипящем масле. Такую картошку нельзя было даже наколоть на вилку, но клиент пришел в восторг. Так первые в мире чипсы стали фирменным угощением ресторана и модным блюдом для представителей высшего общества.

Новости по теме

Новости других СМИ