Правила игры на рынке труда диктуют работники

Елена СПАСЮК, "Белорусские новости"

В Беларуси работники жалуются, что не могут найти хорошую работу, работодатели тоже разводят руками – квалифицированных кадров не хватает. Такая тенденция будет наблюдаться еще некоторое время, но скоро сотрудники престанут диктовать правила игры на рынке труда, считают специалисты.

Исследования, проведенные HeadHunter Беларусь, проект RABOTA.TUT.BY, показали, что рынок труда Беларуси демонстрирует позитивную динамику. За первое полугодие количество опубликованных вакансий увеличилось более чем на 20%.

Чаще всего компании ищут работников в сферу "Продажи" – 23% от общего количества вакансий. Всего же доля топ-3 профессиональных сфер ("Продажи", "ИТ, телекоммуникации", "Рабочий персонал") составила 39% от совокупного спроса.

Правила игры на рынке труда диктуют работники


Профессиональная сфера "Рабочий персонал" в 2013 году продолжает завоевывать рынок труда и вошла в тройку профессиональных сфер-лидеров, обогнав при этом сферу "Транспорт/логистика" и "Информационные технологии".

Также в лидерский список профессиональных сфер вошла сфера "Маркетинг/реклама/PR". За год существенно вырос спрос на PR-менеджеров (+241%), директоров по маркетингу (+75%).

Вырос спрос на помощников руководителя (+155%), генеральных директоров (+125%). Однако менее востребованы стали исполнительные директора (на 37% вакансий меньше, чем в 1-м полугодии 2012 г.), коммерческие директора (-25%), специалисты по логистике и директора по продажам (-4%).

Самыми динамичными сферами в 1-м полугодии 2013 года стали "Консультирование" и "Производство".

Правила игры на рынке труда диктуют работники


Чаще всего работодатели искали менеджеров по продажам, бухгалтеров и продавцов-консультантов. А соискатели, в свою очередь, чаще всего искали работу водителем и бухгалтером.

Менеджеры по продажам являются уже востребованным персоналом в течение длительного времени и занимают львиную долю вакансий, отметила в комментарии для Naviny.by директор кадрового агентства "Анкор" Нелли Михайловская.

Причем когда говорят о менеджере по продажам, речь часто идет о разных специальностях: директор по продажам, супервайзеры, менеджеры по работе с ключевой розницей. В любом случае, это продвижение продукта – от элементарного сбора заявок по магазинам до проведения переговоров о заключении контрактов, стратегического планирования продаж.

Несмотря на изобилие предложений о работе, на рынке труда не наблюдается повышенной активности соискателей. Они, как и прежде, откликаются на 1 вакансию в среднем 13 раз, тогда как в Москве этот показатель равен 29, в Казахстане – 46, а в Украине на одну вакансию в среднем откликаются всего 7 раз.

Статистика не отражает всей сложности ситуации, считает Нелли Михайловская. Она отметила, что далеко не все откликающиеся на вакансии соответствуют требованиям работодателя. Например, на 10 вакансий менеджера по маркетингу может быть прислано 100 резюме, но только одно их них будет соответствовать требованиям, которые предъявляют компании.

Привела Нелли Михайловская и конкретный пример: "На вакансию, на которую требуется опыт по продажам горного оборудования, техническое образование и знание английского языка, откликается танцовщица гоу-гоу из ночного клуба с дипломом университета культуры".

И все же для этого года характерна тенденция, когда работники диктуют компаниям условия: "Очевидна нехватка специалистов, характерен очень маленький отклик по всем каналам, по которым ищешь специалистов. Очевидно, что они более пассивны, сами выбирают предложения, увеличивают себе зарплату в три раза и только при такой цене готовы вести диалог с компанией. Когда люди находят хорошее место и чувствуют стабильность, достаточно осторожны в смене работы, в начинающиеся проекты уж точно не готовы ввязываться".

В настоящее время при смене работы всё решают деньги. Поэтому часто, когда говорят, что не могут найти хорошую работу, имеют в виду, что не находят место, где будут платить больше, чем на прежнем.

Приходится признать, говорят специалисты кадрового агентства, – материальные ожидания у значительной части соискателей завышены. И во многом из-за того, что компании позволяют им это.

"Зарубежные компании пытаются неоправданно не завышать зарплаты. Например, у них есть возможность брать специалиста без стажа работы, обучать его. Белорусские компании часто не могут себе этого позволить, поэтому вынуждены переплачивать работнику, так как нацелены сразу на готового специалиста", – говорит Нелли Михайловская.

Как отмечают эксперты рынка труда, тенденция, когда рынок кандидатов диктует правила игры, проявляется раз в несколько лет и рано или поздно сходит на нет.

Новости по теме

Новости других СМИ