Кому продадут конфискованные у пьяниц авто

Игорь Корней, "Радыё Свабода"

С конца прошлой недели вступили в силу изменения в законодательстве, которые предусматривают конфискацию автомобилей у водителей, совершивших повторное в течение года административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения. Каким образом будет происходить экспроприация собственности и где планируется реализовывать технику?

Первого кандидата на конфискацию автомобиля за управление в нетрезвом состоянии инспекторы ГАИ поймали в Бресте на второй день после того, как начал действовать новый закон. За последующие дни такие нарушители появились практически в каждом регионе страны. Многие из водителей считали, что учет правонарушений, совершенных под шофе, будет вестись от 24 октября, когда изменения в Уголовный и Административный кодексы начали действовать официально.

Однако на самом деле повторные правонарушения начали считать с начала года. Как пояснил старший инспектор по особым поручениям Управления Госавтоинспекции МВД Беларуси Станислав Соловей, новые поправки предусматривают существенные санкции: штраф (не меньше 13 миллионов рублей) за остаточный показатель опьянения, лишение на разные сроки права управлять авто и даже тюремное заключение:

Автомобиль, на котором двигался пьяный водитель (причем второй раз в течение года), конфискуется - независимо от того, кто является собственником этого транспортного средства. Кроме того, усиливается ответственность для водителей автомобилей, которые в состоянии алкогольного опьянения совершили дорожно-транспортные происшествия, в которых погибли или получили ранения другие люди. В этом случае, когда погибли два и более человек, водитель может быть лишен свободы на срок до 10 лет.


Кому продадут конфискованные у пьяниц авто

Таким образом, если водитель был задержан в течение года после того, как он уже привлекался за пьянку, то он понесет ответственность вплоть до конфискации автомобиля. В свою очередь, в Министерстве юстиции уточнили, что схема "специальной конфискации" транспортных средств у пьяных водителей полностью прозрачна и не должно вызывать нареканий. После обнаружения алкоголя в крови водителя автомобиль нарушителя арестовывается и помещается на так называемую штрафстоянку. Против водителя начинается уголовное дело, подключаются следователи. После этого материалы передаются в суд, который озвучивает окончательный вердикт - ограничиться материальном возмещении либо направить "орудие преступления" в доход государства. В случае решения о конфискации специальная комиссия проведет оценку стоимости авто и направит его в торговый дом "Восточный" - спецплощадку по реализации различного конфиската. Вырученные средства будут направлены в государственный бюджет.

Между тем, по мнению экспертов, такое распоряжение частной собственностью противоречит социальному характеру государства, руководство которого на словах заботится о своих гражданах, а на деле демонстрирует совсем другое. Как говорит Олег Маркевич, который много лет оказывает правовую помощь автовладельцам, в результате наказывается не только какой-то человек, но и его семья:

Вообще любая конфискация частного имущества - это плохо. Если человек нарушил - есть Уголовный кодекс, есть административное решение вопроса. Пожалуйста, наказывайте конкретного человека. Но при чем здесь его семья, которая в складчину покупала эту машину? Есть множество семей, в которых дедушки и бабушки отдавали свои сбережения, чтобы дети или внуки возили их на дачу. Почему они должны страдать от одного урода в семье, который и так уже поразил своим поведением? Вы думаете, они счастливы? Нет, конечно. Поэтому наказывать всю семью - это аморально. Подходить надо согласно действующим законам. Если человек дважды нарушил, то существует уголовная ответственность за то, что он нанес какой-то вред или, не дай бог, кого-то убил. Все это есть в законе, зачем еще что-то выдумывать?


Примечательно, что терминология "специальная конфискация" аннулирует прежние исключения из правил. Так, если до сих пор особый статус сохраняли транспортные средства, специально оборудованные для передвижения инвалидов, то сейчас экспроприации подлежат и они. Не делаются исключения для автомобилей, находящихся на залоге в банках, а также для машин на регистрационных номерах зарубежных стран. Таким образом, какой-нибудь россиянин, который дважды в течение года попадет в руки белорусского ГАИ даже с признаками "выхлопа", со своим авто также расстанется. Кроме того, как говорит Олег Маркевич, с учетом непрозрачного характера деятельности торгового дома "Восточный", который подчинен Управлению делами президента, нельзя исключать коррупционной составляющей:

Поскольку механизм изъятия не отлажен, никто его толком не понимает, то очевидно, что на хорошие конфискованные автомобили будут расставлены свои" крючки". То есть особенно привлекательные машины попросту не поступят в общий продажу, а будут распределяться где-то по своим каналам. А это уже четкие признаки коррупции. По моему мнению, из всей этой выдумки мы получим только неподчинение. Я уже сам слышал такие выводы: мол, если человек будет знать, что в его авто все равно конфискуют, он не станет даже останавливается и будет ловить свой ​​последний шанс, чтобы убежать от ГАИ.


Наказаны за езду в нетрезвом состоянии будут лишены права на то, чтобы выкупить из магазина конфиската собственный автомобиль. Но если машина зарегистрирована на другого члена семьи, то такая возможность допускается. Другое дело, есть ли смысл второй раз платить за авто, причем по рыночной стоимости - ценники в торговом доме "Восточный" почти не уступают авторынку "Малиновка".

Новости по теме

Новости других СМИ