Абыякава и млява. Тоp-5 слабых мест белорусской экономики

Ярослав Романчук, "БелГазета"

Агульная млявасць - диагноз белорусской экономики на пороге 2014г. Его можно дополнить характеристикой белорусской власти - «абыякавасць да краiны». 29 ноября на отчете Совмина и Нацбанка президент выдал целый букет весьма жестких и откровенных оценок созданной им же самим вертикали.

Это далеко не первая взбучка Нацбанка и Совмина в этом составе. Глава страны неоднократно устанавливал сроки, к которым премьер Михаил Мясникович и глава Нацбанка Надежда Ермакова должны были исправиться и выдать на-гора бурный рост экономики, низкую инфляцию, стабильность финансового сектора, повышение благосостояния народа при росте производительности труда. Провал следовал за провалом, но руководители Нацбанка и Совмина, как и основные кадры министерств, концернов и исполкомов, остаются на своих местах. То ли собака виляет хвостом, то ли хвост виляет собакой.


За такое с генералов снимают погоны

Правительство оторвано от реальной жизни. Никто не напрягается, не потеет и не спорит вокруг прогнозных показателей. С ними в 2013г. случился очевидный обман. Собственно, как и в 2012г., когда при обещанном росте ВВП на 5-5,5% год закончится только с 1,1%. Для Нацбанка, Совмина и местных органов власти характерны пассивность, нерешительность и неумение доводить начатое дело до конца. Среди органов госуправления и госпредприятий процветает повсеместное головотяпство, расхлябанность и неумение организовать работу. Не хватает элементарной исполнительности и деловитости. Власти обещали в 2013г. сбалансировать внешнюю торговлю товарами и услугами. И снова не вышло: за январь-сентябрь 2013г. дефицит торговли товарами составил $3263 млн., а товарами и услугами вместе - минус $372 млн.
Не выполняются как взятые чиновниками на себя обязательства, так и прямые поручения главы государства: «Причем такая тенденция прослеживается на протяжении всего срока работы правительства в нынешнем составе». Александр Лукашенко публично выявляет открытое очковтирательство по разгрузке складов. Лен обещали сделать локомотивом экономики, а он, мятежный, продолжает просить субсидий из бюджета. И получает! Деревообработчики уже стали предметом анекдотов. Строители строят так, что капитальный ремонт на многих объектах начинается сразу после их сдачи.

Такие оценки работы структур вертикали сделал глава страны только в одном выступлении 29 ноября. Это как если бы генерал подводил итоги очередной проигранной битвы, чихвостил офицеров, прапорщиков и солдат, авиацию и артиллерию, тыловиков и разведчиков, но в итоге сказал: «Ладно, врагу до нашей столицы осталось 50 км. У вас еще есть шанс реабилитироваться».


5 основных слабых мест белорусской экономики в 2014 году

Слабость N1. Состояние госпредприятий и банков. Госпредприятия подсели на госсубсидии, дотации и не представляют себе жизнь в условиях открытой конкуренции. «Красные» директора и «крэпкие» хозяйственники эффективны в выбивании господдержки, но никак не в управлении вверенными им активами и ресурсами. Промышленность уверенно находится в рецессии. Складские запасы не рассосались. За январь-сентябрь 2013г. по сравнению с аналогичным периодом 2012г. чистая прибыль сократилась на 37,8%, а сумма чистого убытка увеличилась в 2,2 раза. Госбанки не могут представить себе работу без постоянных вбросов ликвидности и бюджетной поддержки. В жерновах госсектора «живые» деньги превращаются в складские запасы, долги и неликвиды. В 2014г. даже отставка правительства в полном составе при сохранении нынешнего курса не исправит ситуацию.

Слабость N2. Качество системы госуправления. Нет такого задания и поручения главы страны, чтобы не могли «завалить» белорусские хозяйственники. В созданной атмосфере страха, стукачества и тотального контроля спецслужб подсиживание циничной, беспринципной молодежью опытных госслужащих приводит к оттоку качественных кадров, депрофессионализации власти и росту недоверия к ней. Некогда дисциплинированная отечественная госслужба в рамках Таможенного союза быстро заражается российскими бюрократическими практиками. Это значит, что распил, занос и откат бюджетных ресурсов все чаще становятся нормой.

Слабость N3. Рублевая депозитная пирамида и ловушка высоких процентных ставок. В будущем году Нацбанку и Совмину придется решать этот чувствительный вопрос. Кредиты под половину ставки рефинансирования «особо приближенным» при депозитных ставках в 45-50% выливаются в запретительные ставки по кредитам для малого бизнеса и домашних хозяйств. Система высоких процентных ставок по депозитам при хронически высокой инфляции и высоких девальвационных ожиданиях неустойчива и вредна для всей экономики. Грустно и тревожно еще то, что в органах госуправления по-прежнему сильна позиция тех, кто не видит взаимосвязи между количеством денег в обращении, объемом выданных кредитов и стабильностью цен и валютного рынка.

Слабость N4. Долговое напряжение и бюджетное растяжение. Белорусские власти вступили на очень скользкую дорогу - брать новые кредиты, чтобы отдавать старые. В 2014г. предстоит найти $3,2 млрд. Причем почти $800 млн. - это проценты. Бездарность и бессмысленность проеденных кредитов не вызывает сомнения. Деньги, взятые под макроэкономическую стабилизацию и структурные реформы, потрачены на поддержание на плаву старой, разлагающейся модели. Бюджетный дефицит уже нельзя скрыть. Брать в долг в валюте на внутреннем рынке под 7% годовых - это перекладывать из одного кармана в другой. В ситуации дефицита платежного и торгового балансов бюджетные проблемы только подтолкнут экономику страны в рецессию. Поступление даже $3 млрд. от приватизации будет только временным обез-боливающим средством без терапевтического эффекта. Повышение ставок налогов и введение новых сборов только усугубит положение.

Слабость N5. Правовой нигилизм. В рамках одной правовой системы у нас созданы резервации и отдельные зоны для избранных и отмеченных по разным признакам. Есть правовая и экономическая среда для избранных госпредприятий. Они являются бенефициарами программы модернизации. Они надежно защищены от требований кредиторов и клиентов. Дешевые кредиты, гарантированный спрос, защита от конкурентов, льготы по аренде, электроэнергии и налогам - это все про них. Весь негатив достается малому бизнесу и предпринимателям. Они работают в совершенно иной правовой среде. Она живет не по закону, а по распоряжениям, методическим указаниям, постановлениям и телефонному праву. Несправедливость существующих правовых практик порождает их отторжение и нигилизм. Люди предпочитают договариваться и жить по понятиям. Растет спрос на параллельные структуры для разрешения хозяйственных споров и конфликтов. Транзакционные издержки работы в серой экономике отказываются меньше, чем в легальной. Отсюда рост ее привлекательности.

Новости по теме

Новости других СМИ