Российские кредиты: противозаконные, с надеждой на привязанность — но братские

Влад Плахов, "БелГазета"

Под Новый год Беларусь получила от России щедрый подарок. 31 декабря на счет Минфина в Нацбанке поступило $450 млн. из одобренного в декабре 2-миллиардного российского кредита, выделенного под весьма комфортную ставку — всего 4% годовых. Оставшиеся средства Нацбанк ожидает в течение 2014г. Пойдут они на выполнение обязательств по ранее взятым кредитам.

Первый транш российского кредита фактически компенсировал Беларуси заемные средства, недополученные от Антикризисного фонда (АКФ) ЕврАзЭС. Он заблокировал выделение последнего транша стабкредита в размере $440 млн. в связи с тем, что Беларусь не выполнила большинство макроэкономических параметров, которыми он был обусловлен. Однако, учитывая, что основным донором АКФ является Россия, можно считать, что страна просто вынула деньги для Беларуси из другого кармана. Причем сделала этот финт очень спонтанно: кредит даже не прописан в российском бюджете.

Зачем потребовалось использовать такую конфигурацию и на каких условиях Беларусь получила средства от России, корреспондент "БелГазеты" поинтересовался у ведущего эксперта Центра развития Высшей школы экономики (Москва) Сергея ПУХОВА и ректора Института СНГ Михаила ФРОЛОВА.


СЕРГЕЙ ПУХОВ: "ВЫДАЧА ТАКИХ КРЕДИТОВ — ХУДШИЙ ВАРИАНТ ДЛЯ РОССИИ"

— Такое ощущение, что решение о выделении 2-миллиардного кредита Беларуси было скоропалительным жестом доброй воли...

— Де-факто этот кредит выдан на пополнение резервов Нацбанка для компенсации того транша кредита АКФ ЕврАзЭС, который не поступил Беларуси из-за того, что ваша страна не выполнила его условия. Формально нарушать правила ЕврАзЭС Россия не может. Но понимает, что белорусы — это братский народ, которому больше никто помочь не может. И решает выдать новый кредит на покрытие брешей в белорусской экономике, а кредит АКФ отложить на потом.

Моя оценка этих действий российских властей крайне негативная. На мой взгляд, для России выдача таких кредитов, как белорусский и украинский [после того как Украина не подписала соглашение об ассоциации с ЕС, Россия выделила ей кредит в размере $15 млрд., которые будут размещены в бумагах украинского правительства; из них $3 млрд. были перечислены в конце 2013г., а оставшуюся сумму Россия обещает направить траншами в 2014г. — "БелГазета"], — это самый худший вариант. Действия властей этих стран начинают носить потребительский характер: сегодня денег взяли и дальше возьмем. Эти кредиты не стимулируют власти к созданию новых производств, повышению конкурентоспособности. При этом такие кредиты повышают рискованность российского кредитного портфеля. Кредит Украине вообще идет вразрез с действующим законодательством.

— Что в нем противозаконного?

— По закону из Фонда национального благосостояния (ФНБ), откуда выделяется кредит Украине, можно кредитовать проекты с рейтинговой оценкой не ниже определенного уровня. А в проекты, имеющие высокий риск, можно инвестировать лишь небольшую долю этих средств. Кредит Украине — высокорискованный [страна не входит в перечень государств, в обязательства которых по закону могут размещаться средства ФНБ. — "БелГазета"]. Значит, нужно вносить изменения в законодательство. Но все равно из ФНБ выделить этот кредит полностью не получится. В России с бюджетом напряженка. Но есть резервы правительства и Центробанка. Многие говорят, что они не работают. Но получается, что они работают на очень высокорискованных активах — на кредитах Украине и Беларуси. Это выглядит очень странно в глазах инвесторов.

— Тем не менее премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил, что и Беларусь, и Украина гарантируют возвратность кредитов...

— О возвратности можно говорить тогда, когда кредит обеспечен. В Россию инвесторов еще как-то привлекает размер резервов, которые в кризисной ситуации могут быть направлены на погашение задолженности. Детали соглашений с Беларусью и Украиной неизвестны, но понятно, что эти кредиты обеспечены не резервами: они настолько низки, что гарантировать ими нечего. ЗВР Украины составляют $20 млрд. и покрывают лишь 3-месячный импорт страны. Какие уж там гарантии! В Беларуси на конец 2013г. резервы составляли $6,6 млрд., чего тоже явно недостаточно. Другим возможным способом обеспечения являются госкомпании. Может быть, есть договоренности по доступу российского капитала в реальный сектор экономики.

— Александр Лукашенко пообещал не проедать российский кредит. Как, на ваш взгляд, он будет использован?

— Экономика Беларуси держится на внутреннем спросе, который подогревается повышением зарплат, ростом доходов населения и дает рост розничного товарооборота. Поэтому для роста экономики необходимо повышение зарплат, идущее вразрез с ростом производительности труда. Когда доля зарплат в экономике растет, это и есть проедание: деньги идут не на создание новых производств, внедрение новых технологий, а на выполнение социальных обязательств.

Срочные деньги обычно не направляются на развитие производств. Кредиты на модернизацию довольно долго согласовываются, уточняются параметры. А здесь получилось так: нужны деньги — оп, и дали деньги. Учитывая срочность этого кредита, его цель — погашение либо долгов, либо социальных обязательств.

— Как оцениваете финансовые условия предоставленного кредита?

— 4% годовых — ставка очень небольшая. Она даже ниже, чем по кредиту Украине, который Россия выделила под 5%. Под 4-5% кредитует МВФ. Но под 4% у Беларуси на мировом рынке не получилось бы занять, да и под большую ставку получить кредит вашей стране было бы проблематично.

— Этой подпитки белорусской экономике будет достаточно, чтобы продержаться 2014г. без других источников заемного финансирования?

— Этих средств будет недостаточно, все равно придется решать вопрос пополнения резервов. Беларуси нужно изыскать от $3 млрд. до $5 млрд. Но только кредитными ресурсами заткнуть эту дырку не удастся. Если выплаты по внешнему долгу в 2014г. составят $3,6 млрд., то это больше половины ЗВР Беларуси. Поэтому даже если сейчас у Беларуси и есть возможность перекредитоваться на внешних рынках (а они лучше российского тем, что более ликвидны), бесконечно наращивать долговую нагрузку нельзя. Нужна комплексная программа по приватизации и созданию новых производств. Но судя по тому, как ставит этот вопрос белорусский президент, приватизация будет проходить тогда, когда цены будут адекватными его представлениям. Но ведь ключевая цель приватизации — не привлечение денег на покрытие дефицита платежного баланса, а приход иностранного капитала для создания новых производств и привлечения новых технологий.

Российские кредиты: противозаконные, с надеждой на привязанность — но братскиеСПРАВКА "БелГазеты". Сергей Пухов родился в 1964г. В 1987-93гг. работал в Центральном аэрогидродинамическом институте (Москва). С 1993г. — в корпорации "Акции, Системы, Телекоммуникации". В 1995-98 гг. занимался анализом мировых финансовых рынков в "Автобанке", "Восточно-Европейском инвестиционном банке", "Межрегиональном инвестиционном банке". В 1998-99гг. работал в департаменте исследований Банка России. В 1999-2003гг. — старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. С 2003г. — ведущий эксперт Центра развития ВШЭ.


МИХАИЛ ФРОЛОВ: "ЭТО НЕ СХЕМА БЕЗРАЗЛИЧНОГО ПАРТНЕРСТВА"

— Почему как основной донор АКФ Россия не настояла на выделении 6-го транша кредита Беларуси, а вместо этого предпочла выдать новый кредит из госбюджета?

— АКФ ЕврАзЭС — это международная структура, в которую направляет деньги и Казахстан. А новый кредит выделяет исключительно Россия. В ЕврАзЭС подчеркивается экономическая составляющая, и кредит АКФ обусловлен выполнением ряда макроэкономических параметров. А новый кредит — это такая поощрительная мера России, для своих.

— И за что поощряют своих?

— Мы — братские страны и должны друг другу помогать. Со странами постсоветского пространства, особенно славянскими, у нас особые отношения. Это не схема безразличного партнерства, как между посторонними людьми, которые хотят иметь какую-то коммерческую или политическую выгоду. Это взаимоотношения между братьями. С просто странами-партнерами у России другие отношения. Как правило, им выдаются связанные кредиты под строительство российскими компаниями каких-то объектов, в т.ч. АЭС, или под разработку месторождений, добычу полезных ископаемых. Здесь на первом месте экономическая выгода. Выражаясь бытовым языком, никто не говорит: "Мы вас любим, поэтому возьмите деньги".

— Вам не кажется, что, когда Россия выделила $15 млрд. кредита Украине, которая даже не является членом Таможенного союза, она, выражаясь вашим языком, как бы нарушила субординацию между младшими братьями: тот, что дальше, получил больше? И у Беларуси появилась возможность попросить денег и для себя?

— Кредиты Беларуси и Украине совершенно разные. Кредит Беларуси — прямой, а Украине средства выделяются по другой схеме: Россия выкупит облигации этой страны. Это коммерческий ход, Россия будет иметь от этой операции прибыль.

— Чем может быть обеспечен белорусский кредит?

— Думаю, возвратность обеспечена на уровне личных взаимоотношений лидеров государств. Любые залоговые обязательства можно прописать в договоре и не выполнить. Это всего лишь бумага.

— Может ли случиться, что Россия откажется перечислить очередные транши кредита?

— Форс-мажоры могут быть. Ухудшение отношений между странами может замедлить перечисление средств. Но в итоге выплаты состоятся в полном объеме по тем обязательствам, которые Россия на себя взяла.

— То есть Россия пытается привязать к себе брата траншевой основой кредита?

— Россия надеется на его привязанность. Она как бы говорит: "Мы хорошо к вам относимся и надеемся, что и вы к нам будете так же относиться". Но зная независимость Александра Лукашенко, обязать его к чему-то нереально.

Российские кредиты: противозаконные, с надеждой на привязанность — но братскиеСПРАВКА "БелГазеты". Михаил Фролов родился в 1955г. в Ессентуках Ставропольского края. В 1977г. окончил Московский автомобильно-дорожный институт, а в 1984г. — Московский институт электронного машиностроения. В 1977-82гг. работал на инженерных должностях Центральной мостоиспытательной станции СоюзДорНИИ. В 1982-2002 гг. работал на должностях ассистента, доцента и профессора Московского государственного университета природообустройства, с 2002г. по 2005г. — в ряде негосударственных вузов. С 2005г. — ректор Института СНГ.

Новости по теме

    Кудрин: Беларусь не получит кредит

    Россия не будет давать кредиты Беларуси и Украине на двусторонней основе, заявил вице- премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин. Однако он дал понять, что предоставление кредита возможно в рамках антикризисного фонда ЕврАзЭС. Фонд начнет работуподробности

Новости других СМИ