Potash берет пример с "Уралкалия"

Алина Фадеева, Vedomosti.ru

Канадская Potash Corp. готова посоревноваться с "Уралкалием" за клиентов. Ради роста продаж она готова поступиться рентабельностью.

Один из крупнейших игроков калийного рынка — канадская Potash Corp. вчера представила финансовые результаты за 2013 г. и прогноз на 2014 г. В прошлом году объем продаж калия вырос на 12%. Но в нынешнем компания прогнозирует рост — с 8,1 млн до 8,2-8,6 млн т калия благодаря увеличению спроса на сырье на 5%. Загрузка мощностей предприятий отрасли увеличится с 81% до 86-89%. При этом Potash Corp. прогнозирует снижение чистой прибыли на 10-30% — с $2,04 на акцию в прошлом году до $1,4-1,8 на акцию в нынешнем году.

Планы по увеличению продаж канадского игрока совпадают с новой стратегией "Уралкалия", которую компания объявила летом. Раньше крупные игроки калийного рынка держали цены на высоком уровне и строго регламентировали объем продаж. Летом "Уралкалий" вышел из картеля с "Беларуськалием" и кардинально изменил стратегию, решив зарабатывать на объеме и отпустить цены. Действия "Уралкалия" привели к падению капитализации крупнейших компаний на $20 млрд и цен на калий на треть — с $400 до $272 за тонну.

Potash Corp. не объявляла о том, что согласна снижать цены ради роста объема продаж. Но компания впервые не раскрыла цену на поставки калия в Китай, напоминает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Контракт на поставку 700 000 т калия Potash Corp. заключила 24 января, ранее контракты с Китаем подписали "Уралкалий" (700 000 т по цене $305 за 1 т) и APC (300 000 т по той же цене). Первый контракт заключил "Уралкалий", эта цена будет определяющей для остальных договоренностей китайских потребителей и экспортеров.

По объему производства в 2013 г. "Уралкалий" и Potash Corp. заняли первое и второе места по объему производства в мире, говорит аналитик. Это значит, что, если канадский игрок будет наращивать объемы за счет снижения цены, даже воссоединение картеля "Уралкалия" и "Беларуськалия" не помешает изменениям на калийном рынке. В этом случае преимущество может получить компания, у которой ниже себестоимость производства. По словам Дарьи Снитко из Газпромбанка, в 2012 г. себестоимость добычи "Уралкалия" составляла $62 за 1 т, "Беларуськалия" — $72 за 1 т. Potash Corp. добыча тонны калия обходилась в $121. "Разницу в себестоимости добычи "Уралкалия" и "Беларуськалия" компенсируют транспортные расходы: у российской компании они $40-50, у белорусской — $30-35", — говорит Снитко. Стоимость транспортировки Potash Corp. она оценить затруднилась, отметив, что мощности компании ближе к крупным рынкам: Бразилии, США и Китаю.

В 2014 г. рынок начнет медленное восстановление, считают аналитики. "Мы считаем, что ценовое дно было пройдено в контрактах с Китаем и теперь цена будет потихоньку отрастать", — говорит Юминов. В этом месяце Raiffeisenbank пересмотрел прогноз средней цены на 2014 г. на FOB Балтика с $280 до $300 за 1 т калия.

По фундаментальным показателям прогноз Potash Corp. по спросу на калий выглядит реалистично, говорит Снитко. По ее словам, основными причинами роста спроса станут высокие мировые продовольственные индексы и отложенный спрос одного из крупнейших покупателей — Китая. В прошлом году китайские покупатели сократили объем закупок из-за высоких цен на калий и активно сокращали собственные запасы.

Новости по теме

Новости других СМИ