Калийный рынок восстанавливается, БКК ждет роста экспорта и взлета цен

interfax.by

В Белорусской калийной компании отмечают постепенное восстановление мирового рынка калийных удобрений и констатируют, что с ростом спроса на хлоркалий производители могут не только рассчитывать на рост продаж, но и на повышение цен на свою продукцию.


Диктатура цен вернется

"Спрос растет - настроение покупателей прямо противоположно тому, которое царило осенью. Тогда импортеры были осторожны и сдержанны в покупках, ожидая, что цена на калий будет падать. Настороженное отношение было и к новой команде БКК. Сейчас наоборот, перспектива роста цен подстегивает спрос, а обновленная Белорусская калийная компания завоевала доверие партнеров", - заявила генеральный директор БКК Елена Кудрявец в интервью газете "СБ: Беларусь сегодня".

"Мировые рынки начинают оттаивать, а по некоторым направлениям виден бурный рост продаж. Причем эта тенденция установилась в конце марта – в начале апреля, то есть со стартом сезонных аграрных кампаний в целом ряде регионов", - сообщил агентству "Интерфакс-Запад" источник в калийной отрасли.

По данным ОАО "Беларуськалий", если в январе экспорт удобрений составил немногим более 500 тыс. тонн, то в апреле он ожидается на уровне 850 тыс. тонн.

Кроме того, отмечают эксперты, валютная выручка от экспорта калийных удобрений за январь выросла на 3,8% по сравнению с январем 2013 года до $142,3 млн. "Исключительно успешным был февраль, а также и март, если судить по предварительным данным", - отметил представитель отрасли.

"Сейчас установился огромный спрос на хлоркалий в Бразилии, при этом спрос таков, что производители могут начинать диктовать цены, чего не было на рынке начиная с осени прошлого года", - отметил представитель отрасли.


По его словам, новые контракты с бразильскими потребителями заключаются по ценам порядка $360 за тонну, хотя ранее аналитики прогнозировали, что в апреле цены этого сегмента рынка не превысят $340.


Старые контракты заканчиваются

Эксперты также отмечают восстановление позиций БКК в Юго-Восточной Азии. "Юго-Восточная Азия всегда была непростым регионом для работы, проблемным регионом, но сейчас и там наблюдается рост", - констатирует представитель отрасли.

"Низкие цены кризисного периода уходят в прошлое, поскольку истекает срок действия старых контрактов, заключенных в период упадка и стагнации рынка", - добавил он.

По данным БКК, компания заключила контракт на поставку в Индонезию 250 тыс. тонн хлоркалия. Кроме того, был заключен контракт с Вьетнамом, однако в БКК агентству отказались раскрыть его детали.

"Новые контракты сейчас заключаются в этом регионе по цене китайского рынка с маржой в $15-20 на тонну", - отметил собеседник агентства, напомнив, что ценовым ориентиром здесь служит контракт "Уралкалия" с Китаем, заключенный по цене $305 за тонну.


По его словам, такие условия работы позволяют БКК рассчитывать на увеличение своего присутствия в Юго-Восточной Азии.


Контейнерные перевозки

Представитель калийной отрасли обратил внимание на то, что за кризисный период БКК практически не изменила логистику поставок, однако существенно нарастила контейнерные поставки продукции.

"БКК продолжает работать с теми же терминалами и портами, что и ранее, однако в структуре грузов доля контейнерных отгрузок значительно выросла", - сказал собеседник агентства.


Такой способ поставок востребован покупателями из стран Европы, а также из Бразилии.

"На сегодняшний день БКК использует площадки для стафировки продукции в контейнеры в Клайпеде, имеет возможность фасовать продукцию в мешки различного веса и входит в десятку крупнейших потребителей такого вида услуг", - отметил представитель отрасли.

По данным компании, в настоящее время БКК поставляет свою продукцию в 60 стран мира. При этом она периодически при необходимости и экономической целесообразности занимается и мелкими локальными поставками в грузовиках, помимо традиционных отгрузок по железной дороге и перевалки в портах.


Эра Дойла закончилась

Еще одним событием, которое может оказать влияние на позиции БКК на мировом рынке хлоркалия, эксперт назвал уход Вильяма Дойла с поста главы Potash Corp.

"В Potash Corp сменился генеральный директор. Вильям Дойл был легендарной фигурой, с его уходом заканчивается целая эпоха для мирового рынка хлоркалия. Как будет себя вести компания после смены руководства – а это один из основных конкурентов белорусского производителя и главный конкурент "Уралкалия", - пока сложно сказать", - отметил собеседник агентства.


Он напомнил, что прошлым летом В.Дойл подверг жесткой критике решение "Уралкалия" о новой сбытовой политике и разрыве отношений с БКК, назвав его "глупейшим" шагом.
"Новый глава Potash Corp., имя которого уже озвучено, известен своей приверженностью к оптимизации затрат", - сказал эксперт.

В данной связи он обратил внимание на то, что именно от себестоимости производимой продукции зависит возможность компании маневрировать с ценами экспорта. Между тем "Беларуськалий", который прошлой осенью практически исчерпал производственный ресурс для снижения затрат, занялся оптимизацией структуры производства. В частности, предприятие начало поэтапный перевод на аутсорсинг своих непрофильных структурных подразделений – строительных, ремонтных, вспомогательных организаций, а также некоторых организаций социальной и бытовой сферы.

Новости по теме

Новости других СМИ