Серый дилер: Покупатели идут ко мне, не желая кормить белорусские автосалоны

Елена Анкудо, Ежедневник

Представитель коммерческой компании, помогающей купить новый автомобиль дешевле, чем в Беларуси, рассказал о секретах роста продаж и отреагировал на претензии официальных дилеров.

В марте продажи в белорусских шоу-румах упали в среднем на 30%. По мнению игроков автобизнеса, это произошло из-за надбавки цены в виде утилизационного сбора, ориентации сограждан на более дешевые машины в российских автосалонах и активизации серых дилеров.

Комментируя "Ежедневнику" положение вещей, топ-менеджеры автосалонов уверяли: не смотря на заявленные услуги по поиску и доставке машин из России, такие компании являются скрытыми представителями российских дилеров. А значит, и налоги им надо уплачивать как иностранной компании – чтобы конкуренция с белорусскими субъектами хозяйствования не была такой заметной.

По просьбе "Ежедневника", коммерческий директор ООО "Мультисалон" Алексей Мелещенко (на фото) рассказал, кому на самом деле хорошо, что новые машины в России стоят дешевле.

- Игроки отечественного автобизнеса считают компании, подобные вашим, едва ли не основными конкурентами, забирающими значительную часть клиентов. У вас действительно выросли продажи?

- Да, в этом году наши продажи увеличились. В первую очередь это связано с просевшим курсом российского рубля – в долларовом эквиваленте новые автомобили в России имеют очень привлекательную цену. Очевидно, что спрос на все без исключения машины увеличился. На продажи повлиял и утилизационный сбор: автосалоны вынуждены оплачивать его по более высокой ставке. Физлица, работающие с нами, платят значительно меньше.

- Какие машины можно купить с вашей помощью – новые, подержанные или и те, и другие?

- Новые – самой широкой линейки. За 13-14 тысяч долларов можно найти бюджетные VW Polo Sedan или Hyundai Solaris в базовом исполнении, есть премиальная техника от 100 тысяч долларов. Основной сегмент рассматривает машины стоимостью 25-45 тысяч долларов.

- Клиенты делают выбор на сайте или могут посетить шоу-рум компании?

- Только на сайте. Наш клиент знает, что хочет – он имел опыт эксплуатации конкретной модели или определился, что нужно – вплоть до цвета и исполнения. Он оставляет заявку, по которой мы ищем автомобиль у официальных российских дилеров. Работаем только со складскими машинами, стараясь уйти от заказа, чтобы срок поставки был минимальным, обычно это 3-5 дней. Когда находим автомобиль, клиент подписывает пакет документов для доставки машины в Минск и проводит официальный платеж через банк, заключая прямой контракт с дилером. Несколько дней – и машина приходит.

- Компания выступает посредником между покупателем и продавцом?

- Мы оказываем услуги по поиску и подбору автомобиля, а так же сопровождаем сделку.

С клиентом заключаем три договора: на поиск автомобиля, его доставку и договор купли-продажи. Покупателем является клиент, переводя средства через отделение банка.

На наших автовозах машины приходят в Минск.

Стоимость услуги по поиску и подбору автомобиля – 1 миллион белорусских рублей. Больше ничего не берем. Более того, гарантируем, что машина придет из салона по заявленной цене, в которую входит доставка. Усилия направлены на то, чтобы клиенты, которые сегодня в большом количестве поехали в Петербург, Москву и Смоленск, доверили доставку машины нам.

- Российский дилер сам платит за доставку купленного у него автомобиля?

- Не вижу в этом ничего удивительного. Мы ведь не удивляемся скидкам и акциям в шоу-румах, не просим объяснить, почему машина стала дешевле. Покупатель видит договор, согласен с ценой – больше его ничего не интересует. Если дилер может доставить машину за свой счет – это же замечательно.

- Не может не удивить и доход вашей компании – за каждый найденный и доставленный автомобиль вы получаете всего миллион белорусских рублей. Цифра, не сопоставимая с заработком на машине, проданной дилерским центром – около 700-800 долларов и выше!

- Мы не являемся автомобильном салоном в его общепринятом значении, у нас нет склада, СТО, большого штата. У нас совершенно иные расходы.

- Рассказывают, будто бы российские дилеры обманывают клиентов из Беларуси, называя после подписания договора более высокую цену…

- Официальный дилер не поступит так никогда, так делают перекупщики и мошенники, которых на российском рынке огромное количество. Их цель – привлечь клиента сильно заниженной ценой и получить мощный задаток. Потом-то, конечно, цена вырастет за счет, скажем, НДС или дополнительного оборудования, которое уже стоит на машине.

- В перечне моделей, на которых можно сэкономить, вы назвали Polo Sedan. А вот белорусские импортеры уверяют, будто бы стоимость этого автомобиля в российских и белорусских шоу-румах одинакова. Каким образом вашим клиентам удается сэкономить?

- Проверьте слова дилеров, зайдя на сайты российского и белорусского импортеров VW, сравните ценники – и все станет понятно.

- Практически за любую новую машину в России можно заплатить меньше, чем в нашей стране?

- Зависимости между скидкой и стоимостью машины нет, разницы в ценах может не оказаться даже в салонах премиум-бренда. И прямо противоположная ситуация – машина стоит, к примеру, 25 тысяч долларов, а разница в ценах в Москве и Минске – 5-6 тысяч долларов! Сильнейшая экономия выходит при покупке Opel, Mazda и Skoda - даже без учета скидок. Как видно, причина в политике российских дилеров, наличии местного производства и высоких объемах продаж, которыми в Беларуси похвалиться не могут.

- Наверняка на такую внушительную разницу обратили внимание и прочие субъекты хозяйствования, начав составлять вам конкуренцию?

- Конкурентов много, хотя основная масса игроков этого сектора рынка – предприниматели и частники, за свои деньги покупающие в Москве автомобиль, чтобы перепродать в Беларуси. Есть несколько серьезных компаний, ранее возивших машины из США. Наши преимущества – прозрачные схемы и трехлетний опыт работы. Как видно, поэтому у нас есть даже повторные клиенты.

- Согласно расчетам экспертов авторынка, во втором полугодии цены в шоу-румах России и Беларуси могут сравняться. Придется искать новую работу?

- Мы работали, даже когда цены в шоу-румах были одинаковыми. Компания имеет доступ к очень большим складам российских дилеров и вместо того, чтобы ждать модель по 5-7 месяцев, как предлагают иногда в белорусском салоне, готова помочь привезти авто из очень дефицитной позиции в течение 2-3 недель. Так что не всегда вопрос упирается только в цену.

Кроме того, многим клиентам просто не нравится сервис белорусских дилеров. Есть люди, которые принципиально обращаются к нам.

- Что скажете в ответ на заявление белорусских дилеров, будто бы такие компании, как ваша, де-юре - резиденты Беларуси, на смаом деле представляют иностранные дилерские предприятия, а значит, и налогов должены платить больше – как нерезиденты?

- Почему кто-то решил определять, как нам работать? Мы делаем то, что удобно нам, не определяя правила игры отечественных дилеров и не спрашивая, откуда такие наценки на машины и такая маржинальная доходность. Не вижу смысла комментировать такое предположение, отмечу лишь: с точки зрения белорусского закона мы ничего не нарушаем, исправно платим налоги. Неужели мы должны подстраиваться под дилеров потому, что им стало сложней?

Почему никто из дилеров не возмущался до 2012 года, когда к ним в салоны ехали россияне? Весь 2010 и 2011 годы шли продажи на Россию – и все было хорошо. Потом мы начали помогать экономить, как вдруг оказалось, что это плохо. Кому плохо? Вам не кажется, что это политика двойных стандартов?

Давно пора понять, причина не в нас, а в ценах. Часто слышим от российских дилеров, что количество граждан из Беларуси, покупающих у них машину самостоятельно, увеличивается. И сделать с этим невозможно ничего даже нам.

- Дилера можно понять: он подписывает с заводом контракт, определяющий зону ответственности – Беларусь, и крайне неприятно знать, что кто-то еще продает точно такой же товар, причем за меньшую сумму…

- Наша компания не является продавцом, она оказывает ряд услуг клиенту, заинтересованному в покупке новой машины. У нас единый Таможенный союз, ничто не мешает сделать покупку в России или Казахстане. Так почему нужно открывать специальное представительство в Минске?

Наши дилеры хотят сохранить высокую доходность. В 2013 году они продали 30 тысяч машин. Но россияне продали 3 миллиона! Наивно претендовать на статусные вещи в виде звания генерального импортера, сохраняя доходность, когда ты продаешь такие объемы. Или вы становитесь субдилерами России и у вас начинают выравниваться цены на модельный ряд, или рассказываете миру, как вам сложно от стремления граждан сэкономить свои деньги вместо того, чтобы кормить вашу мощную компанию.

- Вы согласны с определением "серый дилер", которое дали импортеры?

- Да хоть зеленый – я делаю свою работу и ко мне идут, голосуя своим кошельком.

Новости по теме

Новости других СМИ