Митрополит Павел и епископ Вениамин критиковали Запад и неоязычество, о. Сергей Гордун - католицизм

Артем Гарбацевич, Наша Нива

В среду открылись «Первые белорусские Рождественские чтения», приуроченные году к 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира Киевского.

В рамках чтений состоялись встречи духовенства со студентами и круглые столы. На открытии «Чтений» присутствовал митрополит Павел.

«Мир сегодня бурлит, страсти бушуют в сознании каждого человека, — начал свою речь патриарший экзарх, — повсюду столько противоречий и проблем. Но в Беларуси царит покой и согласие. Это еще одна причина подумать, оценить прошлые годы, вспомнить, кто стоял у истоков. Оглядываясь на историю, когда Владимир выбирал православие главной верой нашего народа, он выбрал путь, который стал путем прогресса и цивилизации».


Вспомнив о молодежи, митрополит сказал, что церковь должна сделать все, чтобы та восприняла и сохранила духовно-нравственные ценности.

Но на этом пути, сказал он, есть препятствия.

«Сегодня пытаются нашему народу, особенно молодежи, навязать новые идеи, которые уничтожают наше внутренне состояние и жизнь нашего народа — это неоязычество, которое сильно проникает в нашу жизнь. Это вседозволенность на неких «благовидных» основаниях — какой свободе слова, свободе действий. Но это все направлено, чтобы расшатать наши старинные устои и ценности», — убежден митрополит Павел.


Эту же идею в своей речи поддержал и епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин, заявив, что подражание Западу приобретает карикатурный характер в виде празднования Хэллоуина и Дня святого Валентина.

«На Западе очевиден духовный кризис, — разошелся епископ Вениамин, — он вызван отходом от живой христианской веры».


Причину бездуховности епископ увидел в «секулярном мировоззрении», которое грозит также и Беларуси.

«Необъяснимые вещи происходят в современном образовании, — продолжал епископ, — сегодня мы видим, что задача получения знаний все больше отодвигает на второй план духовно-нравственное воспитание. И эти негативные тенденции мы можем остановить только совместными усилиями».


По словам епископа Вениамина, уже создана нормативная база, которая позволит церкви и учреждениям образования разного уровня перейти от разовых мероприятий к системной работе.

В заключение своего выступления епископ напомнил, что в свое время «русская православная культура» подарила миру гениальные культурные произведения. Но сегодня, мол, в обществе доминирует продукция массовой культуры, рассчитанная на «недалекого» потребителя.

«Новые веяния — проект западных идеологов», — поддержал епископа Вениамина митрополит Павел.


Потом за кафедру стал протоиерей Сергей Гордун, заведующий кафедрой библеистики Института теологии БГУ, профессор Минской духовной академии, кандидат богословия.

«Сегодня национальное сознание иное, чем было сто лет назад, — говорил протоиерей, — большинство из нас уверенно скажет: мы — белорусы. Но готово ли то большинство со всей убежденностью сегодня повторить слова Богдановича, что мы — народ русского корня? Все ли мы осознаем свой глубинный русский корень? Это существенный вопрос, так как именно в древнерусском государстве, в Киевской Руси, было положено основание, на котором позже построилась белорусская народность, а еще позже — белорусский народ».


Сергей Гордун утверждал, что процесс формирования белорусов происходил под влиянием православия, так как оно позволяло службы на церковнославянском языке, в то время как католики принуждали всех к латыни.

Отец Сергей Гордун допустил и критику католиков.

«У «латыни» многие отступления: искажение символа веры, индульгенции, применение соли при крещении, — цитировал Преподобного Феодосия Гордун, — Феодосий говорил, что надо быть верным, нужно быть готовым умереть за веру и опасаться различной иноверной пропаганды».


«Если тебе скажут, что ту или иную веру дал Бог, ты отвечай — разве Бог двоеверен? Один Бог, одна вера, одно крещение», — снова цитатами говорил протоиерей.


Он назвал католиков ответственными за потери некоторых святынь, связанных с Ефросиньей Полоцкой (иконы и прочее, речь о Кресте не велась).
Отдельно протоиерей сосредоточился на критике Унии — это дело заняло большую часть его речи.

«Ни одного храма в честь белорусских святых за униатство не построили», — говорил протоиерей.


Возмущает его то, что в униатский Месяцеслов внесено празднование памяти Иосафата Кунцевича (униатский епископ, убитый православными в Витебске и канонизированный католической церковью).

«Кощунство, что там [у униатов] служба Кунцевичу назначена на два уровня выше, чем Владимиру [Киевскому])», — возмущался протоиерей.


Профессор Гордун апеллировал к Мелетию Смотрицкому, того периода, пока Смотрицкий еще не перешел в Унию.

«Униатство преследовала целью денационализацию белорусов, их ополячивание и окатоличивание», — цитатами говорил протоиерей Гордун.


В то же время он высоко оценивал времена господства Российской империи на белорусских землях.

«О процессе русификации многие современные авторы пишут с негодованием — зря. Надо четко объяснить детям в школьных учебниках, что русский язык вводился в качестве официального не вместо белорусского языка (который тогда еще не сформировал литературную норму) а вместо польского», — говорил протоиерей.


В конце своей речи Сергей Гордун процитировал историка-западнорусиста Якова Трещенка, что «если бы на этой земле не было православия, то не было бы и белорусов».

Новости по теме

Новости других СМИ